Современные проблемы технологического образования школьников

Актуально о образовании » Реализация интегративного технологического образования в школе » Современные проблемы технологического образования школьников

Страница 1

27 июня 2000 г. в Министерстве образования РФ состоялось заседание коллегии, на котором были обсуждены проблемы и перспективы развития образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовка учащихся к трудовой деятельности. Выступавшие на коллегии исходили из приоритетной роли технологической подготовки школьников в их жизненном и профессиональном самоопределении, осознанном выборе дальнейшего пути получения образования, адаптации к новым социально-экономическим условиям трудовой деятельности. Решение этих важных задач осложняется значительным сокращением количества выделенных на технологию часов в сравнении с предметом «Трудовое и профессиональное обучение», отнесением общественно полезного, производительного труда, трудовой практики учащихся к компетенции общеобразовательных учреждений.

В последние годы из-за финансовых трудностей школьные мастерские практически не пополняются учебным оборудованием, инструментом, материалами. Распались связи и практически отсутствует взаимодействие педагогических коллективов с предприятиями, хозяйствами в вопросах профориентации, профессиональной подготовки школьников.

Существовавшая ранее система материально-технического обеспечения предмета «Трудовое и профессиональное обучение» с началом экономических реформ оказалась почти полностью разрушенной. Узаконенная Правительством страны в дореформенные годы шефская помощь школам от государственных предприятий и организаций фактически прекратилась.

Внедрение новой образовательной области «Технология» привело к появлению нескольких заметно различающихся концептуальных и методических трактовок ее предметного содержания. Так, в некоторых общеобразовательных учреждениях обучение учащихся созидательным (материальным) технологиям подменяется преподаванием только информационных компьютерных технологий. Это приводит к тому, что для школьников 10-15 лет реальный мир созидательной деятельности подменяется экранным, виртуальным. В старших классах полной средней школы образовательная область «Технология» заменяется углубленными курсами по физике, химии, математике, биологии и другим предметам. Тем самым обучающихся в общеобразовательных учреждениях преднамеренно ориентируют только на вуз, не учитывая общих тенденций и характера регионального рынка труда и профессий. Особенно заметно это проявляется в крупных городах.

С большими трудностями при внедрении образовательной области «Технология» сталкиваются сельские школы. В 5-7-х классах почти половины из них в течение нескольких лет не проводятся занятия даже по такому важному в условиях села курсу, как «Сельскохозяйственный труд». Сохранившаяся в части этих школ профильная, и профессиональная подготовка охватывает лишь юношей (специальность тракторист-машинист); девушки, которые раньше обучались животноводству, теперь такой подготовки не получают.

Слабо решается одна из центральных задач – внедрения образовательной области «Технология» - усиление влияния ее содержания на жизненные и профессиональные планы учащихся. Старшеклассники плохо осведомлены о возможностях региональных рынков труда, потребности в профессиональных кадрах, своей пригодности к выбранным профессиям. Подавляющее большинство выпускников (77%) ориентировано на получение высшего или среднего специального образования. Преимущественными направлениями в их выборе являются экономика, финансы и юриспруденция. А вот поступать в профессиональные училища намереваются лишь 5,4% из них.

Показательно, что профессиональные интересы и намерения учащихся сельских школ заметно отличаются от их городских сверстников. Более трети юношей и девушек на селе заинтересованы в получении сельскохозяйственной профессии, 30% хотели бы овладеть углубленными технологическими знаниями и умениями для эффективного ведения личного подсобного и возможно фермерского хозяйства.

Выявленные образовательные и профессиональные намерения учащихся не соответствуют текущим и перспективным региональным потребностям в кадрах. Так, по данным Центра занятости населения Московской области, в структуре вакансий рынка труда более 70% предложений приходится на рабочие специальности машиностроения и строительной отрасли, требующие начального профессионального образования, и лишь около 20% на специалистов с высшим образованием инженерных направлений, медицины и педагогики.

Остается острой и проблема педагогических кадров для преподавания технологии. Число их в школах заметно сократилось. Это вызвано во многих случаях выходом из строя учебно-материальной базы мастерских, а также низким уровнем оплаты труда.

Негативным фактором для педагогов являются также сложности учебно-методического обеспечения процесса обучения технологии. Малые тиражи учебной и методической литературы, высокая цена делают для большинства общеобразовательных учреждений и учителей недоступными научно-методические журналы, учебники, пособия.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Причины нарушений звукопроизношения
Е.М. Мастюкова, в главе "Этиология нарушений речи" [9], считает, что под причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройс ...

Орфографическая грамотность как часть языковой культуры
Русский язык считается одним из самых трудных предметов изучаемых в школе, несмотря на то, что знание родного языка дается с детства. Русский язык - это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение родному языку должно включать в себя три составляющих: языкознание, психологию и методику. ...

Анализ предложений участников образовательного процесса по вопросам совершенствования подготовки и проведения ЕГЭ
Систематизируя предложения родителей, можно выделить следующие направления решения проблем качества образования. Вопрос о необходимости ЕГЭ еще остается дискуссионным: «необходимо вернуться к классической системе аттестации»; часть родителей, не выступая принципиально против ЕГЭ, предлагает внести ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru