Современные проблемы технологического образования школьников

Актуально о образовании » Реализация интегративного технологического образования в школе » Современные проблемы технологического образования школьников

Страница 1

27 июня 2000 г. в Министерстве образования РФ состоялось заседание коллегии, на котором были обсуждены проблемы и перспективы развития образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовка учащихся к трудовой деятельности. Выступавшие на коллегии исходили из приоритетной роли технологической подготовки школьников в их жизненном и профессиональном самоопределении, осознанном выборе дальнейшего пути получения образования, адаптации к новым социально-экономическим условиям трудовой деятельности. Решение этих важных задач осложняется значительным сокращением количества выделенных на технологию часов в сравнении с предметом «Трудовое и профессиональное обучение», отнесением общественно полезного, производительного труда, трудовой практики учащихся к компетенции общеобразовательных учреждений.

В последние годы из-за финансовых трудностей школьные мастерские практически не пополняются учебным оборудованием, инструментом, материалами. Распались связи и практически отсутствует взаимодействие педагогических коллективов с предприятиями, хозяйствами в вопросах профориентации, профессиональной подготовки школьников.

Существовавшая ранее система материально-технического обеспечения предмета «Трудовое и профессиональное обучение» с началом экономических реформ оказалась почти полностью разрушенной. Узаконенная Правительством страны в дореформенные годы шефская помощь школам от государственных предприятий и организаций фактически прекратилась.

Внедрение новой образовательной области «Технология» привело к появлению нескольких заметно различающихся концептуальных и методических трактовок ее предметного содержания. Так, в некоторых общеобразовательных учреждениях обучение учащихся созидательным (материальным) технологиям подменяется преподаванием только информационных компьютерных технологий. Это приводит к тому, что для школьников 10-15 лет реальный мир созидательной деятельности подменяется экранным, виртуальным. В старших классах полной средней школы образовательная область «Технология» заменяется углубленными курсами по физике, химии, математике, биологии и другим предметам. Тем самым обучающихся в общеобразовательных учреждениях преднамеренно ориентируют только на вуз, не учитывая общих тенденций и характера регионального рынка труда и профессий. Особенно заметно это проявляется в крупных городах.

С большими трудностями при внедрении образовательной области «Технология» сталкиваются сельские школы. В 5-7-х классах почти половины из них в течение нескольких лет не проводятся занятия даже по такому важному в условиях села курсу, как «Сельскохозяйственный труд». Сохранившаяся в части этих школ профильная, и профессиональная подготовка охватывает лишь юношей (специальность тракторист-машинист); девушки, которые раньше обучались животноводству, теперь такой подготовки не получают.

Слабо решается одна из центральных задач – внедрения образовательной области «Технология» - усиление влияния ее содержания на жизненные и профессиональные планы учащихся. Старшеклассники плохо осведомлены о возможностях региональных рынков труда, потребности в профессиональных кадрах, своей пригодности к выбранным профессиям. Подавляющее большинство выпускников (77%) ориентировано на получение высшего или среднего специального образования. Преимущественными направлениями в их выборе являются экономика, финансы и юриспруденция. А вот поступать в профессиональные училища намереваются лишь 5,4% из них.

Показательно, что профессиональные интересы и намерения учащихся сельских школ заметно отличаются от их городских сверстников. Более трети юношей и девушек на селе заинтересованы в получении сельскохозяйственной профессии, 30% хотели бы овладеть углубленными технологическими знаниями и умениями для эффективного ведения личного подсобного и возможно фермерского хозяйства.

Выявленные образовательные и профессиональные намерения учащихся не соответствуют текущим и перспективным региональным потребностям в кадрах. Так, по данным Центра занятости населения Московской области, в структуре вакансий рынка труда более 70% предложений приходится на рабочие специальности машиностроения и строительной отрасли, требующие начального профессионального образования, и лишь около 20% на специалистов с высшим образованием инженерных направлений, медицины и педагогики.

Остается острой и проблема педагогических кадров для преподавания технологии. Число их в школах заметно сократилось. Это вызвано во многих случаях выходом из строя учебно-материальной базы мастерских, а также низким уровнем оплаты труда.

Негативным фактором для педагогов являются также сложности учебно-методического обеспечения процесса обучения технологии. Малые тиражи учебной и методической литературы, высокая цена делают для большинства общеобразовательных учреждений и учителей недоступными научно-методические журналы, учебники, пособия.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Задачи и содержание работы по развитию звуковой культуры речи
Можно выделить следующие задачи по воспитанию звуковой культуре речи: 1) формирование правильного произношения звуков; Звуки как материальные знаки выполняют две функции: доведение речи до восприятия слухом и различение значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Постановка правильного звукоп ...

Психологическая и лингвистическая характеристика диалогической речи
Диалог - генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения («Я и собеседник»). Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что в его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что находит отражение в ст ...

Новые формы обучения иностранному языку в эпоху информационных технологий
Всем хорошо известна роль иностранного языка в мире современного человека. Многие специалисты, в том числе, деятельность которых связана с туристской деятельностью, зачастую сталкиваются с этой проблемой и сожалеют о своем незнании или недостаточном владении иностранным языком. Это и установление м ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru