Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся все еще не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
Практика показывает, что основные недостатки подготовки учителей к профориентационной работе с учащимися состоят в слабом знании основ современного производства, отраслей народного хозяйства, недостаточном представлении о целях, задачах, содержании, принципах, методах, формах и системе профориентационной работы с учащимися в учебном процессе и во внеучебной деятельности, в неумении эффективно использовать для профориентации школьников помощь трудовых коллективов базовых предприятий, средних профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений, семьи и общественности.
Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки школьников. В свете реформы школы цель трудовой подготовки определена следующим образом:
сформировать у школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в народном хозяйстве - это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательное и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность, дисциплинированность, прочные знания и умення по основам наук, техники, технологии. Обеспечить такую систему трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся, которая бы дала возможность подвести школьников ко времени окончания неполной средней школы к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования;
Основные задачи центров профориентации связаны с общими целями трудовой подготовки молодежи. Эти центры решают следующие задачи:
1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышеиия квалификации.
2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадрах, по которым ощущается дефицит в наиболыпей степени.
3. Профессиональная диагностика.
4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.
5. Разработка и внедрение в практику методов оптимального распределения учащихся по разнообразным профилям трудовой подготовки в старших классах.
6. Координация профориентационной деятельности всех государственных и общественных организаций, различных советов, комиссий и кабинетов профориентации школ и предприятий по профессиональному воспитанию молодежи.
7. Анализ результатов профориентационной деятельности школ, УПК, предприятий и учреждений и на этой основе - обобщение и распространение передового опыта.
Профориентация молодежи по сути своей является проблемой не только и не столько педагогической. Ее правильнее называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних только педагогов явно недостаточно; нужна совместная деятельность школы, СПТУ, предприятий и др. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. Разумеется, важную роль в успешном решении этой проблемы играет деятельность педагогических коллективов школ, учителей, ответственных за трудовую и профессиональную подготовку учащихся.
Подробно о педагогике:
ИКТ в современном образовательном процессе
Отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годом темп развития новых информационных технологий. Информационное общество - это «общество, в котором социально-экономическое развитие зависит прежде всего от производства, переработки, хранения, распространения информации сред ...
Виды, типы памяти и их особенности
Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому ее виды и типы чрезвычайно многообразны. По определению, данному в большом энциклопедическом словаре "виды памяти - различные формы проявления мнемической деятельности". Они дифференцируются в соответствии с тремя ...
Классификация общего недоразвития речи
В настоящее время в логопедии существуют две классификации общего недоразвития речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая, которые рассматривают речевое расстройство в разных аспектах. Клинико-педагогическая классификация, разработанная Е.М. Мастюковой, ориентирована на медицинские дан ...