Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся все еще не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
Практика показывает, что основные недостатки подготовки учителей к профориентационной работе с учащимися состоят в слабом знании основ современного производства, отраслей народного хозяйства, недостаточном представлении о целях, задачах, содержании, принципах, методах, формах и системе профориентационной работы с учащимися в учебном процессе и во внеучебной деятельности, в неумении эффективно использовать для профориентации школьников помощь трудовых коллективов базовых предприятий, средних профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений, семьи и общественности.
Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки школьников. В свете реформы школы цель трудовой подготовки определена следующим образом:
сформировать у школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в народном хозяйстве - это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательное и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность, дисциплинированность, прочные знания и умення по основам наук, техники, технологии. Обеспечить такую систему трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся, которая бы дала возможность подвести школьников ко времени окончания неполной средней школы к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования;
Основные задачи центров профориентации связаны с общими целями трудовой подготовки молодежи. Эти центры решают следующие задачи:
1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышеиия квалификации.
2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадрах, по которым ощущается дефицит в наиболыпей степени.
3. Профессиональная диагностика.
4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.
5. Разработка и внедрение в практику методов оптимального распределения учащихся по разнообразным профилям трудовой подготовки в старших классах.
6. Координация профориентационной деятельности всех государственных и общественных организаций, различных советов, комиссий и кабинетов профориентации школ и предприятий по профессиональному воспитанию молодежи.
7. Анализ результатов профориентационной деятельности школ, УПК, предприятий и учреждений и на этой основе - обобщение и распространение передового опыта.
Профориентация молодежи по сути своей является проблемой не только и не столько педагогической. Ее правильнее называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних только педагогов явно недостаточно; нужна совместная деятельность школы, СПТУ, предприятий и др. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. Разумеется, важную роль в успешном решении этой проблемы играет деятельность педагогических коллективов школ, учителей, ответственных за трудовую и профессиональную подготовку учащихся.
Подробно о педагогике:
Особенности формирования
коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиск ...
Ролевое моделирование в образовании и воспитании
Прежде всего был выделен круг проблем и вопросов современной школы, которые с нашей точки зрения, разрешимы с помощью методики ролевого моделирования: 1. Проблема мотивации обучения, внутреннего ощущения потребности в знаниях. Она наиболее остро стоит в средней школе, но очевидно, что зарождается в ...
Характеристика базы и методов исследования
Исследование проводилось на базе БОУ "СОШ № 162". Адрес школы - улица Лобкова, 4. Директор школы - Чубарева Ирина Николаевна. Школа была открыта в 1930 году. Она относилась к Омскому кусту школ Западно-Сибирской железной дороги и считалась железнодорожной школой № 2 имени В.И. Ленина. В 1 ...