Методы, формы и средства изучения раздела

Страница 2

Для решения учебно-воспитательных задач на занятиях целесообразно применять изобразительные средства наглядности: таблицы, схемы, плакаты, фотографии рабочих мест, планшеты с изображением объектов труда, фрагменты из диафильмов и кинофильмов и др.

Демонстрация учебных кинофильмов имеет большое значение в преподавании курса. Эффективность проведения киноуроков (или применения на занятиях кинофрагментов) зависит от характера предварительно поставленных перед учащимися вопросов. Это необходимо для активного восприятия школьниками киноматериалов. После просмотра экранных пособий нужно организовать беседу или дискуссию по содержанию фильма.

Например, при проведении занятия по теме «Здоровье и выбор профессии» можно рекомендовать просмотр учебного кинофильма «Основы санитарии и гигиены», в котором рассказывается об условиях труда в основных цехах машиностроительных предприятий, санитарно-гигиенических требованиях к организации рабочих мест, средствах защиты от воздействия неблагоприятных факторов.

При подготовке к киноуроку преподавателю рекомендуется несколько раз просмотреть демонстрируемый кинофильм или кинофрагмент, проанализировать, что нового узнают школьники, как это новое соотносится с имеющимся у них опытом, с увиденным на производственных экскурсиях, на что особенно важно обратить внимание ребят. Надо заранее спланировать ход наблюдений учащихся (с учетом уровня их подготовленности, возможностей и т.п.), чтобы после просмотра кинофильма они могли, осмысливая факты и новую информацию, самостоятельно сделать выводы или обобщения. Такой подход делает личные наблюдения важным источником знаний учащихся, а за преподавателем остается руководство всем познавательным процессом. При включении в план занятий демонстрации кинофильма очень важно, чтобы его содержание было органически связано с темой занятия наглядно иллюстрировало действие, процесс и т.п., т.е. подкрепляло словесную информацию преподавателя.

Кроме традиционных объяснительно-иллюстративных методов, на занятиях по курсу «Основы производства. Выбор профессии» должны широко использоваться информационно-поисковые методы. Рассмотрим основные из них.

Воспитательная и развивающая направленность изучаемого материала обеспечивается в наибольшей степени благодаря использованию метода проблемного изложения. При решении проблемных вопросов у школьников формируются умения видеть проблему в целом и переносить имеющиеся знания в новую ситуацию. Например, содержание темы «Требования профессии к человеку» позволяет поставить перед учащимися проблему: «Почёму в выборе профессии необходимо руководствоваться совокупностью трех факторов: «хочу», «смогу», «нужно»?» Учащиеся под руководством учителя раскрывают слагаемые формулы выбора профессии, выясняют, что они обозначают. Анализируя примеры из жизненных наблюдений, литературных источников, периодической печати, они самостоятельно приходят к выводу о том, что обществу нужны высококвалифицированные специалисты, увлеченные своим делом.

При изучении темы «Отрасли общественного производства» можно выделить для проблемного изложения следующий учебный матерйал: общая характеристика технологических способов, используемых на производстве, - физических, химических, бирлогических, энергетических и комбинированных; осуществление технологических процессов, основанных на этих способах, в различных отраслях промышленности и сельском хозяйстве; общие сведения об измерительных приборах и инструментах. Способы создания проблемных ситуаций показаны в таблице.

Способы создания проблемных ситуацийпри изучении темы «Отрасли общественного производства»

п/п

Способы создания. проблемных ситуаций

Иэучаемый материал

1

2

3

4

5

6

Побуждение учащихся к объяснению явлений, фактов

Использование практического опыта учащихся

Постановка проблемных заданий на объяснение сущности изучаемого явления или поиск его практического применения

Побуждение учащихся к обобщению новых фактов или новой информации

Использование межпредметных связей с целью объяснения технрло-гических способов, методов измерения и т.п.

Задания на иллюстрацию изучаемых фактов, принципов примерами (на материале общеобразовательных предметов, производственных экскурсий и т. п.)

Общая характеристика технологи-ческих способов.

Реализация технологических способов в различных отраслях промышленности, на различных предприятиях. Общие сведения об измерительных приборах и инструментах

Общая характеристика технологи-ческих способов. Общие сведения об измерительных приборах и инструментах

Все вопросы изучаемой темы

--------------------------

Общая характеристика технологических способов. Технрлогические процессы и их реализация в различных отраслях промышленности. Общие сведения об измерительных приборах и инструментах

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

История единого государственного экзамена в России
О разработке единых стандартов оценки школьных знаний преподаватели, ученые и методисты начали говорить еще в конце 80-х годов прошлого века. Уже тогда стал заметным «разрыв» между требованиями к знаниям выпускников, предъявляемыми школами и вузами. В результате реформ конца 80-90-х годов российско ...

Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. По способу подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, г ...

Результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
Эксперимент по организации проектной деятельности учащихся 10-11 классов в процессе изготовления одежды проводился с целью проверки эффективности данного метода обучения на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 16 г.Славянска-на-Кубани. В эксперименте принимали участие: д.п.н профессор Зареч ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru