Методика «Кинетический рисунок семьи»

Страница 1

Цель:

Выявление актуальных проблем ребенка при проживании в кровной семье и исследовании типа желаемых родителей.

Инструкция.

Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик. Предложите «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, что бы все ее члены были чем-то заняты», (прим. – для большей эффективности проведения теста целесообразно предложить ребенку нарисовать так же и желаемую семью). На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например, «Можешь рисовать, как хочешь».

Обработка результатов.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:

1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение членов семьи на рисунке);

2. Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей);

3. Анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарии, пауза)

4.

Симптомокомплексы КРС:

Симптомокомплекс

Симптом

Благоприятная

семейная

ситуация

1

2

3

4

5

6

7

Общая деятельность всех членов семьи

Преобладание людей на рисунке

Изображение всех членов семьи

Отсутствие изолированных членов семьи

Отсутствие штриховки

Хорошее качество линий

Адекватное расположение людей на листе

Тревожность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Штриховка

Линия основания – пол

Линия над рисунком

Линия с сильным нажимом

Стирание

Преувеличенное внимание к деталям

Преобладание вещей

Двойные или прерывистые линии

Подчеркивание отдельных деталей

Конфликтность в семье

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Барьеры между фигурами

Стирание отдкльных фигкр

Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур

Выделение отдельных фигур

Изоляция отдельных фигур

Неадекватная величина отдельных фигур

Несоответствие вербального описания рисунка

Преобладание вещей

Отсутствие на рисунке некоторов членов семьи

Член семьи стоящий спиной

Чуство неполноценности в в семейной ситуации

1

2

3

4

5

6

7

8

Автор рисунка непропорционально маленький

Расположение фигур на нижней части листа

Линия слабая, прерывистая

Изоляция автора от других

Маленькие фигуры

Неподвижная по сравнению с другими фигура автора

Отсутствие автора

Автор стоит спиной

Враждебность в семейной ситуации

1

2

3

4

5

6

7

Одна фигурка на другом листе или на другой стороне листа

Агрессивная позиция фигуры

Зачеркнутая фигура

Деформированная фигура

Обратный профиль

Руки раскинуты в стороны

Пальцы длинные почеркнутые

Эффективность воспитательного потенциала обусловлена педагогическими, экономическими, демографическими, психологическими факторами. Наиболее полноценным общественным воспитанием является школьно-семейное воспитание. Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит скрытый обучающий характер. Педагог опирается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяет, использует в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогом и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей не только своего ребенка, но и класса в целом. Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Школьное краеведение: новые реалии
У учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев – по истории ближнего и дальнего зарубежья. Это отвечает требованиям государственного стандарта ш ...

Аспекты самооценки
В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять аспекты: а) операционально-деятельностный; б) личностный. Операционально-деятельностный аспект самооценки педагога связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессион ...

Пути, формы, методы формирования нравственной культуры личности у учащихся экспериментального класса
культура личность школьник воспитательный На втором этапе, стараясь увеличить показатели нравственной культуры личности учащихся 4 «Е» класса и доказать нашу гипотезу, мы осуществляли работу по следующим направлениям: · Формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни, нравственном ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru