Методы, формы и средства изучения раздела

Страница 4

Наблюдение как метод обучения может применяться в процессе проведения различного рода экскурсий: на предприятия, выставки, в профессионально-технические училища и другие учебные заведения, музеи и т.п. Задача таких наблюдений - возбудить у учащихся интерес к профессиональной деятельности рабочих и служащих базового предприятия, научить их анализировать социальные явления и производственные процессы, связать учебный материал с жизнью.

Например, во время экскурсий на завод, наблюдая за состоянием рабочих мест специалистов одного профиля, учащийся может выделить те, где наиболее широко применяются методы HOT.

Наблюдение в условиях занятий в классе связано с применением наглядных средств обучения: таблиц, схем, моделей, плакатов и т. п. Демонстрация подобных объектов помогает учащимся глубже понять учебный материал. Например, на yроке по теме «Здоровье и выбор профессии» учащиеся рассматривают таблицу «Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях». При этом они выделяют лично значимую для них информацию, соотнося состояние своего здоровья с противопоказанными производственными факторами.

Наблюдение является существенным компонентом практического ознакомления с профилями профессиональной подготовки. Учащиеся наблюдают за действиями мастера производственного обучения по управлению станком, выполнению операций по обработке текстильных, строительных и других материалов, деталей из металла, древесины.

Сомостоятельная работа школьников с литературой (учебной, справочной, научно-популярной) может применяться учителем для формирования у учащихся новых знаний или закрепления ранее полученных. Используя этот метод, следует особое внимание уделять совершенствованию следующих умений подростков: выделять в тексте главное, устанавливать зависимость между частями текста, делать анализ содержания таблиц и рисунков; самостоятельно изучать отдельные темы учебного иособия. Участие в самостоятельном добывании знаний формирует у школьников навыки самообразования, что особенно важно в эпоху научно-технического прогресса.

Формы

обучения. Основнрй формой организации учебной работы по курсу является занятие (урок). На занятии учитель вооружает учащихся системой знаний о производстве и научных принципах выбора профессии, последовательно формирует умейия обоснованного профессионального самоопределения.

При изучении материала, как правило, используются разнообразные виды деятельности учащихся и учителя, вследствие чего занятия чаще всего бывают комбинированными. Задача учителя состоит в том, чтобы определить рациональное сочетание различных видов познавательной деятельности школьников и применять в комплексе способы руководства этой деятельностью.

Важной формой наглядного ознакомления школьников с производством, миром труда, системой профессионального образования являются экскурсии. Проведение их учитель должен спланировать заранее, разработать схемy конкретных заданий учащимся в виде вопросов, на которых они должны сконцентрировать свое внимание в ходе экскурсий. Эти вопросы касаются содержания труда рабочих и специалистов, организации рабочего места, условий труда, требований профессии к личности, перспектив профессионального роста и т.п.

Для того чтобы экскурсия не мешала деятельности предприятия и давала максимальный учебный эффект, посещение цехов и рабочих участков целесообразно организовать небольшими группами школьников (по 4-5 человек). К проведению экскурсий рекомендуется привлекать представителей от заводов. Они помогут учителю составить четкий график перемещения групп во время экскурсии.

Аналогично следует подходить и к планированию экскурсий в средние профтехучилища, техникумы и другие средние учебные заведения, учитывая, что целью их является оказание помощи учащимся в выборе будущей профессии.

Профориентационные экскурсии на прризводство могут быть проведены, например, по темам: «Отрасли общественного производства» - ознакомление с профессиями базового предприятия; «Здоровье и выбор профессии» - сбор учащимися сведений о продолжительности рабочего дняг рационализации режима труда в течение рабочего дня, мерах борьбы с пылью, шумом, вибрацией, требованиях к одежде работающего и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Подробно о педагогике:

Определение понятий: "координационные способности", "координация"
Координационные способности - готовность индивида к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия (В.И. Лях). Таким образом, координационные способности служат человеку для правильного и уверенного выполнения двигательных действий. Большой частью координационных способностей является ...

Выявление взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости обучения учащихся начальной школы
Школьное обучение очень часто сопровождается повышением тревожности у детей. Оптимальный уровень тревожности активизирует обучение, делает его более эффективным и успешным, но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, идет дезорганизация учебной деятельности. В данном случае жела ...

Умения в области письменной речи на среднем этапе обучения английскому языку
Исследуя труды Щукина А.Н. по обучению иностранным языкам, мы выявили, что средний этап обучения английскому языку в школе соответствует возрасту 11-15 лет (V-IX классы), то есть подростковый период. [19; 257] Данный возраст соответствует возрастной периодизации Д.Б. Эльконина [3; 3], и приходится ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru