Теория и методика обучения технологии входит в состав обширных педагогических знаний. Она представляет собой ветвь дидактики или общей теории обучения. В свою очередь дидактика входит составной частью в педагогику как науку о воспитании. Можно построить следующую цепочку в общей системе педагогической науки: педагогика - дидактика - методика обучения конкретному предмету. То есть, методику технологии можно определить как предметную дидактику, как теорию обучения, раскрывающую закономерности процесса обучения технологии.
Ответвляясь от дидактики, методика обучения технологии берет себе на вооружение те организационные формы, методы и средства обучения, которые выработаны общей дидактикой, общей теорией обучения. Впитывая в себя указанные общедидактические положения, их суть, структурные характеристики и т.д., методика видоизменяет эти положения применительно к целям и содержанию учебного материала "своего" предмета, предмета технологии. При применении метода объяснения, Например, в физике раскрывается суть какого-либо физического явления или закона, а в технологии - устройство станка, сущность технологической операции по обработке того или иного конструкционного материала и т.д.
Как видим, в теории и методике обучения технологии рассматриваются конкретные особенности проявления общих закономерностей процесса обучения. В свою очередь сама дидактика как общая теория обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических особенностей обучения всем учебным предметам, в том числе и технологии.
Любая наука имеет свой предмет исследования. Для методики обучения технологии предметом исследования является изучение закономерностей процесса обучения технологии. То же самое можно сказать о методиках обучения физики, математики и других учебных предметов — они изучают закономерности процессов обучения этим учебным предметам.
Предмет методики преподавания технологии включает в себя изучение социально-педагогических основ обучения технологии; общую и частную (конкретную) методику обучения технологии; определение организационно-технических условий осуществления учебно-воспитательного процесса.
Изучение социально-педагогических основ процесса обучения;' технологии диктуется тем, что задачи и содержание обучения обусловлены требованиями социального развития, развития производства, а также общепедагогическими требованиями.
Социально-педагогические основы обучения технологии содержат' целый круг вопросов:
—рассмотрение целей, содержания и методов обучения технологии в истории развития общеобразовательной школы;
—исследование проблемы соединения обучения и производительного труда, раскрытие научных и общетехнических основ обучения;
—выявление познавательного и воспитательного значения технологии как предметной образовательной области и ее роли в системе школьного образования;
—изучение дидактических систем и принципов построения учебно-воспитательного процесса при обучении технологии.
Общая методика обучения технологии рассматривает, главным образом, организационные формы и методы обучения, используемые в изучении технологии, специфику и особенности их применения.
Частная (конкретная) методика обучения технологии связана с изучением конкретного содержания учебного материала. Известно, что технология как предметная образовательная область включает в себя различные образовательные модули: технология конструкционных -материалов, электрорадиотехника, технология обработки тканей и т.д. Частная методика как раз и советует, как лучше изучать те или иные вопросы на уроках.
Организационно-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса определяются, прежде всего, учебно-материальной базой обучения технологии: инструментами и приспособлениями по обработке материалов, лабораторным и учебно-производственным оборудованием и др. К организационно-техническим условиям обучения технологии относятся также применение учебно-технической документации (чертежей, эскизов и др.), средств наглядности и технических средств обучения.
Методика обучения технологии определяет эти условия, разрабатывает требования к учебно-материальной базе, средствам наглядности и т.д.
Подробно о педагогике:
Цели и содержание обучения письменной речи
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи. Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержа ...
Познавательный интерес как основной мотив обучения младших школьников
Проблема формирования познавательного интереса-одна из самых актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно н ...
Понятие о фольклоре
Термин "фольклор", который в 1846 году ввел в науку английский ученый У.Дж. Томс, в переводе означает " народная мудрость". В отличие от многих западноевропейских ученых, которые к фольклору относят самые различные стороны народного быта (жилье, одежда, кулинарные рецепты), русс ...