Теория и методика обучения технологии входит в состав обширных педагогических знаний. Она представляет собой ветвь дидактики или общей теории обучения. В свою очередь дидактика входит составной частью в педагогику как науку о воспитании. Можно построить следующую цепочку в общей системе педагогической науки: педагогика - дидактика - методика обучения конкретному предмету. То есть, методику технологии можно определить как предметную дидактику, как теорию обучения, раскрывающую закономерности процесса обучения технологии.
Ответвляясь от дидактики, методика обучения технологии берет себе на вооружение те организационные формы, методы и средства обучения, которые выработаны общей дидактикой, общей теорией обучения. Впитывая в себя указанные общедидактические положения, их суть, структурные характеристики и т.д., методика видоизменяет эти положения применительно к целям и содержанию учебного материала "своего" предмета, предмета технологии. При применении метода объяснения, Например, в физике раскрывается суть какого-либо физического явления или закона, а в технологии - устройство станка, сущность технологической операции по обработке того или иного конструкционного материала и т.д.
Как видим, в теории и методике обучения технологии рассматриваются конкретные особенности проявления общих закономерностей процесса обучения. В свою очередь сама дидактика как общая теория обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических особенностей обучения всем учебным предметам, в том числе и технологии.
Любая наука имеет свой предмет исследования. Для методики обучения технологии предметом исследования является изучение закономерностей процесса обучения технологии. То же самое можно сказать о методиках обучения физики, математики и других учебных предметов — они изучают закономерности процессов обучения этим учебным предметам.
Предмет методики преподавания технологии включает в себя изучение социально-педагогических основ обучения технологии; общую и частную (конкретную) методику обучения технологии; определение организационно-технических условий осуществления учебно-воспитательного процесса.
Изучение социально-педагогических основ процесса обучения;' технологии диктуется тем, что задачи и содержание обучения обусловлены требованиями социального развития, развития производства, а также общепедагогическими требованиями.
Социально-педагогические основы обучения технологии содержат' целый круг вопросов:
—рассмотрение целей, содержания и методов обучения технологии в истории развития общеобразовательной школы;
—исследование проблемы соединения обучения и производительного труда, раскрытие научных и общетехнических основ обучения;
—выявление познавательного и воспитательного значения технологии как предметной образовательной области и ее роли в системе школьного образования;
—изучение дидактических систем и принципов построения учебно-воспитательного процесса при обучении технологии.
Общая методика обучения технологии рассматривает, главным образом, организационные формы и методы обучения, используемые в изучении технологии, специфику и особенности их применения.
Частная (конкретная) методика обучения технологии связана с изучением конкретного содержания учебного материала. Известно, что технология как предметная образовательная область включает в себя различные образовательные модули: технология конструкционных -материалов, электрорадиотехника, технология обработки тканей и т.д. Частная методика как раз и советует, как лучше изучать те или иные вопросы на уроках.
Организационно-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса определяются, прежде всего, учебно-материальной базой обучения технологии: инструментами и приспособлениями по обработке материалов, лабораторным и учебно-производственным оборудованием и др. К организационно-техническим условиям обучения технологии относятся также применение учебно-технической документации (чертежей, эскизов и др.), средств наглядности и технических средств обучения.
Методика обучения технологии определяет эти условия, разрабатывает требования к учебно-материальной базе, средствам наглядности и т.д.
Подробно о педагогике:
Русские народные традиции в воспитании молодежи Волгоградской области
Рассмотрим законодательно-правовую базу волгоградского региона по молодежной политике на базе административно-правового корпуса «Паритет» Кировского района и ознакомимся с работой других молодежных центров, изучив их направления в более узкой направленности. Постановлением Администрации Волгограда ...
Общие требования к методам обучения
Целесообразность применения того или иного метода (методического приёма) в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований. Научная обоснованность метода, обеспечивающая оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями. Соответствие п ...
Психолого-педагогическое обоснование проекта
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания, чем мы это делали по отношению к младшему школьному возрасту. Успех учебно-воспитательной работы со ...