В результате педагогического эксперимента было выявлено, что изначально показатели умственного развития детей экспериментальной и контрольной групп имели примерно равный потенциал, равные возможности.
Средние значения показателей констатирующего эксперимента приведены в таблице 2.
Таблица 2
Показатель |
Контрольная группа Х± m |
Экспериментальная группа Х ± m |
|
Р |
Количество и счёт |
3,6 ± 0,2 |
3,5 ± 0,2 |
0,3 |
>0,05 |
Величина |
3,1±0,2 |
3,5 ± 0,3 |
1 |
>0,05 |
Ориентировка во времени |
3,6±0,3 |
3,5 ± 0,2 |
0,7 |
>0,05 |
Ориентировка в пространстве |
3,1 ±0,3 |
3,0 ± 0,2 |
0,25 |
>0,05 |
Разработанная система заданий и апробация этой системы предусматривала отбор упражнений в соответствии со следующими критериями:
- соответствие материала задачам исследования;
-включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;
-доступность и эмоциональная привлекательность материала.
Развивающие упражнения использовались во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.
Игровая форма обучения повышала настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное - развитию элементарных математических способностей.
Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.
После проведения формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент.
Средние значения показателей контрольного эксперимента показаны в таблице 3.
Таблица 3
Показатель |
Экспериментальная группа Х± m |
Контрольная группа Х± m |
t |
Р |
Количество и счёт |
6,42 ± 0,2 |
3,9 ± 0,2 |
8,4 |
<0,05 |
Величина |
5,82 ± 0,2 |
4,3 ± 0,2 |
5,0 |
<0,05 |
Ориентировка во времени |
6,29 ± 0,2 |
4,4 ± 0,2 |
6,3 |
<0,05 |
Ориентировка в пространстве |
6,13±0,2 |
4,0 ± 0,2 |
7,1 |
<0,05 |
Таким образом, проделанная работа по формированию у детей математических умений и навыков дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что у детей в исследуемых группах произошёл прирост в средних показателях математического развития. В экспериментальной группе произошёл прирост по разделам:
количество и счёт -28,2 %
величина-27,2 %
ориентировка во времени - 26,9 %
ориентировка в пространстве- 30,3 %
В контрольной группе соответственно: количество и счет- 4 %
величина-12 %
ориентировка во времени -9 %
ориентировка в пространстве- 10% (см. табл. 4, 5, 6).
График темпа прироста показателей по формированию элементарных математических представлений у детей контрольной и экспериментальной групп.
Подробно о педагогике:
Диагностические возможности сказки
Сказко-творчество ребенка дает редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это верно во всех случаях, однако докопаться до этого смысла практически очень трудно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания. Для практической работы при профессиональном толковании требу ...
Определение понятия памяти. Основные теории памяти
Четкого единства на счет определения памяти у ученых нет. В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось. [12, c.11] Так как ни одно из существующих определений памяти не может считаться достаточным, следует проанализировать ...
История возникновения игрушки
Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культуры, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой "свернутой форме" передается состояние современной культуры. Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее ...