Понятие натурального числа при изучении математики в младших классах

Актуально о образовании » Понятие натурального числа при изучении математики в младших классах

Центральным понятием всего курса математики в дошкольной и начальной школе является натуральное число. Счет имеет сложную историю возникновения и развития. Ф. Энгельс считал, что понятие числа заимствовано исключительно из внешнего мира, оно не возникло из чистого мышления. Изучение истории развития понятия числа и операций с числами позволяет выявить, как происходил процесс «опредмечивания» числа, как развивалось понятие числа, какую роль играет овладение исторически выработанным средством отражения числа (овладение системой нумерации) в формировании понятия числа.

О целесообразности ранней пропедевтики материала средней школы говорят многие методисты. В частности Б.П. Эрдниев отмечает, что это «благотворно в смысле достижения целостности знаний, преемственности», считает, что не должно быть никакого ограничения ни в каком классе в «опережении» той или иной программы, в свободном пользовании математическими терминами, названиями, формулами, если это увязывается информационно с изучаемым и оставляет какие-то полезные следы в сознании. Нет необходимости доказывать, насколько ускоряется тем самым усвоение в последствии.

Преемственность в обучении, кроме того, является необходимым условием реализации его развивающей функции, которая в настоящий момент выдвигается на передний план. В.В. Давыдов, в частности, отмечает, что практическое воплощение идеи развития в реальных педагогических технологиях предполагает выработку особого взгляда на традиционную проблему преемственности различных ступеней образования. Преемственность, по мнению В.В. Давыдова, не должна задаваться как формальная связь само замкнутых образовательных концентров. «Подобная система представляет собой «педагогическую машину», которая в своих рабочих режимах воспроизводит лишь самоё себя. Это вполне закономерно. Ведь именно в узлах связи образовательных ступеней закладывается зона отдалённого развития детей. Поэтому вне целостного видения контуров и характера такой связи попытки конструировать содержание образования, проектировать нормы усвоения учебного материала, заранее обречены на неуспех». В работах В.В. Давыдова и других исследователей отмечается неудовлетворительное состояние этой проблемы в сложившейся практике массового образования. Всё сказанное свидетельствует о неблагополучной ситуации, сложившейся в начальной школе с точки зрения её подготовки к дальнейшему обучению, о недостаточном обеспечении преемственности в обучении между дошкольной и начальной школой. Это говорит об актуальности

темы исследования.

Возникает противоречие между потребностями общества в высокообразованных людях и невозможностью удовлетворить эту потребность при организации непрерывного образования, в частности из-за того, что не обеспечивается преемственность преподавания в дошкольной и начальной школе. Преодоление этого противоречия является проблемой данного исследования.

Для решения обозначенной проблемы необходимо решить ряд частных задач.

1. рассмотреть теоретико-множественное истолкование натурального числа и понятие преемственности;

2. проанализировать программы дошкольного учреждения и начальной школы по преемственности натурального числа;

3. экспериментально проверить формирование математических умений и навыков в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Вместе с тем, необходимо убедиться, что разработанные материалы доступны детям и позволяют строить обучение с учётом пропедевтики материала начальных классов.

Объект исследования

, математическая подготовка учащихся дошкольной и начальной школы.

Предмет исследования

: преемственность преподавания математики в дошкольной и начальной школе.

Цель исследования

: разработка методических подходов к преподаванию математики в дошкольной школе, обеспечивающих пропедевтику дальнейшего обучения на материале темы «Натуральное число» в начальной школе.

Гипотеза исследования

: если, не изменяя содержания курса математики дошкольной школы, правильно организовать усвоение основных понятий и алгоритмов курса математики дошкольной школы, то это поможет существенно лучше подготовить учеников к обучению в следующих классах в начальной школе.

Решение поставленных задач потребовало следующих методов исследования

: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, научной литературы монографического характера и научных статей по методике математики, работ по истории математики; анализ действующих учебников по математике и методической литературы; анализ педагогического опыта отечественных и зарубежных преподавателей начальной школы.

Новизна исследования

заключается в том, что в нём выявлены причины сбоев при реализации преподавания математики в дошкольной школе по наиболее распространённым учебникам; разработаны новые подходы к организации усвоения основных понятий и алгоритмов темы «Натуральное число».

Теоретическая значимость

исследования состоит в том, что его результаты позволяют по-новому взглянуть на обучение математики в дошкольной и начальной школе, тем самым создаются предпосылки для более эффективного решения задач школьного предмета математики как инструмента для развития детей и воспитания мыслящих граждан нашего общества.

Практическая значимость

исследования состоит в разработке конкретных материалов, обеспечивающих организацию усвоения основных понятий и алгоритмов темы «Натуральное число» с учетом потребностей дальнейшего обучения.

Подробно о педагогике:

Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических конструкций
В процессе коррекционной работы логопед работал в тесном контакте с воспитателями и родителями, которые закрепляли речевые навыки, приобретенные детьми на логопедических занятиях. Логопед систематически информировал воспитателей об успехах или недочетах детей на занятиях, для того чтобы в группе к ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу? Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого во ...

Методика работы по развитию звуковой культуры речи
Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru