Преемственность

Страница 1

В психолого-педагогической и методической литературе существуют различные подходы к пониманию преемственности. В исследованиях преемственность трактуется как связь между отдельными предметами в процессе обучения (физика и математика, математика и черчение, и так далее).

Разумеется, чрезвычайно важно в процессе обучения математике в начальной школе обращать внимание на правильность чтения и написания числительных, на использование в текстовых задачах сведений, которые ученики получили на уроках природоведения и трудового обучения. На наш взгляд установление взаимосвязей между различными предметами, которые изучаются в начальной школе, должно стать проблемой самостоятельного исследования. Установление таких взаимосвязей оказалось вне рамок нашей работы.

В различных исследованиях преемственность трактуется ещё более широко. Например, «более широкое понимание преемственности обучения требует рассмотрения: динамики изменения всех основных компонентов методической системы (целей, содержания, форм, методов, средств); логической связи теоретического и практического материала; упорядоченности в изучении различных учебных предметов; оправданности межпредметных связей». К сожалению, во всех работах этого направления не показано, как можно реализовать такое понимание преемственности.

Во многих исследованиях преемственность трактуется как дидактический принцип, обеспечивающий такую систему учебно-воспитательной работы, когда в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.

Иными словами, преемственность рассматривается как принцип, лежащий в основе целой системы учебно-воспитательной работы. Но при этом рассматривается лишь один из компонентов этой системы - содержание учебной деятельности. При таком подходе к проблеме, преемственность отождествляется с использованием полученных ранее знаний при дальнейшем изучении того же самого предмета. Именно этот аспект мы посчитали целесообразным реализовать в нашем исследовании.

К сожалению, фиксированные в учебниках и в методических пособиях подходы к проблеме преемственности, скорее уводят от решения, нежели позволяют её решить. В подтверждение этого утверждения сошлёмся на мнение учёного, автора многочисленных учебников и методических пособий К.И. Нешкова: «Во многих педагогических и методических исследованиях преемственность понимается как некая связь. Однако представляется эта связь довольно поверхностной, не выражающей основных характеристик преемственности. Более того, часто эта связь отражается во второстепенных деталях, не затрагивающей существа процесса обучения».

Во многих исследованиях преемственность отождествляется с систематическим повторением. Такое понимание преемственности характерно, например, для многих ныне действующих учебников математики для начальной школы, где запоминание рассматривается как функция большого числа повторений, а повторение осуществляется в результате решения большого количества однотипных упражнений на протяжении всего курса. Навыки, сформированные в результате такого повторения, стремительно теряются, как только перестают быть предметом целенаправленной отработки (например, вычислительные навыки при переходе в пятый класс). В работах К.Н. Нешкова убедительно показано, что повторение только в том случае будет способствовать преемственности, если на каждом новом этапе это не будет повторение тех же самых упражнений, выполняемых теми же самыми способами. В упражнениях на повторение непременно должно появляться новое, отмирать старое, несущественное в соответствии с логикой развития изучаемого понятия и с повышением уровня образования учащихся. Таким образом, преемственность в соответствии с позицией К.И. Нешкова, которую мы разделяем, хотя и требует повторения, но лишь такого, которое обеспечивает непрерывное развитие системы понятий. Для того, чтобы преемственность реально осуществлялась, повторение должно быть органически включено в новую тему и по мере развития темы должно соответственным образом меняться, не сводясь лишь к механическому повторению одних и тех же упражнений.

В некоторых работах преемственность отождествляется с таким принципом дидактики как принцип систематичности. Именно этот принцип, по мнению этих авторов, обязывает учителя устанавливать между изучаемым учебным материалом определённые дидактические связи - связи преемственности. Под связями преемственности понимаются такие связи, когда всякий новый материал с одной стороны, логически связывается с ранее изученным, опирается на него, а с другой стороны - подготавливает почву, составляет логическую основу для изучения и усвоения последующего материала.

Этот аспект понятия преемственности мы также стремились реализовать в нашем исследовании. Так, например, усвоение вычислительных алгоритмов с натуральными числами должно подготавливать почву для изучения действий с десятичными дробями. Во втором параграфе исследования показано, что существующие в настоящее время учебники математики для начальной школы справляются с этой задачей не всегда успешно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Методические разработки по теме: «Минеральные удобрения»
Цели: усвоение учащимися состава азотных, фосфорных, калийных удобрений и их биологической роли, развитие умений применять имеющиеся знания в новых ситуациях, закрепление знаний о единстве живого и неживого, развитие интереса к истории и новым фактам науки. Оборудование и реактивы: набор удобрений, ...

Особенности использования проблемного обучения в начальной школе
В основе технологии проблемного обучения лежит метод проблемного изложения материала. Проблемный метод - это метод создания проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отд ...

Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения
Большую часть информации об окружающем мире дети дошкольного возраста получают благодаря зрению, и именно зрение играет ведущую роль в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта. У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия и ани ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru