Условия реализации рейтингового контроля как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище

Актуально о образовании » Рейтинговый контроль как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище » Условия реализации рейтингового контроля как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище

Страница 1

Внедрение любых инноваций требует создания определенных условий для получения положительных результатов.Обратимся к исследованию условий реализации рейтингового контроля в учебном процессе.

М.В. Катханов в своей работе пишет: «Для того чтобы применять рейтинговый контроль как средство повышения эффективности учебного процесса преподавателю необходимо:

определить основные темы изучаемой дисциплины, выделить при этом все виды учебной работы;

иметь наборы контрольных заданий по каждой теме;

определить содержание индивидуальных заданий;

определить содержание творческих заданий;

составить вопросы к зачету, если проведение такого предполагается или сформулировать требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по данной теме;

сообщить правила соотнесения результатов учебной работы учащихся с их рейтингом;

разработать методические указания для учащихся по изучению данной темы курса;

разработать компьютерную интерпретацию результатов рейтинговой системы оценки» [22, с. 12].

На стадии подготовки к введению рейтингового контроля преподаватель и учащийся договариваются о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель – Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольных точек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Учащийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.

Рейтинговый контроль знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. По результатам деятельности учащегося преподаватель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Главная сложность при внедрении рейтингового контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия.

Фактором, стимулирующим учебную деятельность учащегося, является информационная открытость рейтингового контроля, что дает возможность обучающимся сопоставлять результаты своей учебы с результатами одногрупников.

Использование рейтингового контроля позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на обучающихся. При этом усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками учебного процесса.

Технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:

домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),

информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т.д.),

участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,

дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),

пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

Для каждого оценочного критерия разработана шкала оценивания (рейтинговые единицы). Таким образом, существует возможность оценить все стороны учебного процесса. Предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов, которая, при соблюдении требований учебно-воспитательного процесса, позволит либо повысить уровень учебной успешности, либо понизить, если учащийся, нарушая требования учебно-воспитательного процесса, их получает.

В ней используется как пятибалльная система оценок, так и рейтинговая шкала учебной успешности. Балльная система оценок соответствует пятибалльной системе учебной успеваемости. Использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся основано на том, что выставление оценок в диплом, классный журнал соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков, учащихся по отдельным предметам и предметным областям.

С.Я. Батышев отмечает: «Эффективное применение рейтингового контроля для повышения качества знаний и умений учащихся невозможно без упорядоченного сбора и обработки информации об учебном процессе. Компьютерные технологии в сфере диагностики состояния учебного процесса необходимы. Рейтинговый контроль без компьютерной поддержки вообще не может использоваться и развиваться. Исследователи отмечают: «Опыт внедрения рейтингового контроля в различных учебных заведениях показал, что учет данных всех видов контроля в форме регистрации рейтинговых баллов за различную учебную деятельность учащихся вполне может быть проведен традиционными средствами. Для этого каждый педагог разрабатывает таблицу учета баллов, форма которой определяется и неразрывно связана с применяемой шкалой рейтинговых баллов. В условиях, когда по дисциплинам учебного плана существует большое разнообразие шкал, невозможно создать унифицированный журнал учета, приемлемый для любого предмета и для любого педагога [3, с. 312].

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Исследование уровня развития орфографических навыков младших школьников с использованием средств ИКТ
Данная экспериментальная работа предполагала в качестве первого этапа исследования выявление актуального уровня развития орфографических навыков учащихся. Эксперимент проводился в Гимназии №2 г. Красноярска. В констатирующем эксперименте мы использовали такие методы исследования, как анализ письмен ...

Использование дидактических игр в начальном образовании
Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести – семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимуществен ...

Анализ опыта работы БОУ "СОШ №162"
Исследование проводилось в марте 2013 года с использованием следующих методов: беседа, анкетирование классного руководителя, диагностика уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий 4 класса (22 человека) по диагностике "Что любит мишка?". Цель анкетирования: установить ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru