Условия реализации рейтингового контроля как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище

Актуально о образовании » Рейтинговый контроль как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище » Условия реализации рейтингового контроля как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище

Страница 1

Внедрение любых инноваций требует создания определенных условий для получения положительных результатов.Обратимся к исследованию условий реализации рейтингового контроля в учебном процессе.

М.В. Катханов в своей работе пишет: «Для того чтобы применять рейтинговый контроль как средство повышения эффективности учебного процесса преподавателю необходимо:

определить основные темы изучаемой дисциплины, выделить при этом все виды учебной работы;

иметь наборы контрольных заданий по каждой теме;

определить содержание индивидуальных заданий;

определить содержание творческих заданий;

составить вопросы к зачету, если проведение такого предполагается или сформулировать требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по данной теме;

сообщить правила соотнесения результатов учебной работы учащихся с их рейтингом;

разработать методические указания для учащихся по изучению данной темы курса;

разработать компьютерную интерпретацию результатов рейтинговой системы оценки» [22, с. 12].

На стадии подготовки к введению рейтингового контроля преподаватель и учащийся договариваются о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель – Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольных точек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Учащийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.

Рейтинговый контроль знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. По результатам деятельности учащегося преподаватель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Главная сложность при внедрении рейтингового контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия.

Фактором, стимулирующим учебную деятельность учащегося, является информационная открытость рейтингового контроля, что дает возможность обучающимся сопоставлять результаты своей учебы с результатами одногрупников.

Использование рейтингового контроля позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на обучающихся. При этом усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками учебного процесса.

Технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:

домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),

информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т.д.),

участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,

дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),

пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

Для каждого оценочного критерия разработана шкала оценивания (рейтинговые единицы). Таким образом, существует возможность оценить все стороны учебного процесса. Предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов, которая, при соблюдении требований учебно-воспитательного процесса, позволит либо повысить уровень учебной успешности, либо понизить, если учащийся, нарушая требования учебно-воспитательного процесса, их получает.

В ней используется как пятибалльная система оценок, так и рейтинговая шкала учебной успешности. Балльная система оценок соответствует пятибалльной системе учебной успеваемости. Использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся основано на том, что выставление оценок в диплом, классный журнал соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков, учащихся по отдельным предметам и предметным областям.

С.Я. Батышев отмечает: «Эффективное применение рейтингового контроля для повышения качества знаний и умений учащихся невозможно без упорядоченного сбора и обработки информации об учебном процессе. Компьютерные технологии в сфере диагностики состояния учебного процесса необходимы. Рейтинговый контроль без компьютерной поддержки вообще не может использоваться и развиваться. Исследователи отмечают: «Опыт внедрения рейтингового контроля в различных учебных заведениях показал, что учет данных всех видов контроля в форме регистрации рейтинговых баллов за различную учебную деятельность учащихся вполне может быть проведен традиционными средствами. Для этого каждый педагог разрабатывает таблицу учета баллов, форма которой определяется и неразрывно связана с применяемой шкалой рейтинговых баллов. В условиях, когда по дисциплинам учебного плана существует большое разнообразие шкал, невозможно создать унифицированный журнал учета, приемлемый для любого предмета и для любого педагога [3, с. 312].

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Аспекты самооценки
В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять аспекты: а) операционально-деятельностный; б) личностный. Операционально-деятельностный аспект самооценки педагога связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессион ...

Особенности логического мышления младших школьников
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь - уже прошли достаточно долгий путь развития. Различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятел ...

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
Одно из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Взр ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru