В последние годы меняются не только политические и экономические основы общества, но и задачи обучения, а, соответственно, пересматриваются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Решению данных задач способствует применение целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимают контроль, и оценивание как составные части учебного процесса [43, с. 56].
Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса. Проблемам контроля в учебном процессе уделяли большое внимание А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. Традиционная система балльных оценок не всегда отражала качественное изменение в знаниях, умениях и навыках учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с этим в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля [27, с. 127]. Необходимость внедрения рейтингового контроля и оценивания результатов учебного процесса отмечают исследователи В.С. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов, Талызина и др.
Как показали исследования, рейтинговый контроль эффективно стимулирует самостоятельную, творческую работу обучающихся в течение всего учебного процесса, поднимает состязательность, исключает случайности при написании контрольных работ, при сдаче экзаменов. На первых этапах учебного процесса создается возможность для дифференциации уровня знаний и работоспособности обучаемых, в соответствии с этим создаются возможности для индивидуализации процесса обучения: помощь слабо успевающим учащимся и расширение круга изучаемых проблем для наиболее способных [34, с. 78].
Цель рейтингового контроля:
- развитие индивидуального творческого мышления обучаемых;
- повышение творческого начала всех участников педагогического процесса;
- максимальная индивидуализация обучения;
- интенсификация и активизация самостоятельной работы обучающихся [1, с. 125].
В научных кругах отмечается, что с одной стороны рейтинговый контроль был внедрен во многих учебных заведениях России и является действенным средством повышением эффективности учебного процесса. С другой стороны в профессиональных учебных заведениях рейтинговый контроль распространения не получил.
Таким образом, возникает проблема: каким должен быть рейтинговый контроль и условия его реализации для повышения эффективности учебного процесса в профессиональном учебном заведении.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект – контроль эффективности учебного процесса в профессиональном учебном заведении.
Предмет – рейтинговый контроль как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном учебном заведении.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) провести анализ литературы по проблеме исследования;
2) разработать методические рекомендации по реализации рейтингового контроля в учебный процесс профессионального училища;
3) провести экспериментальное исследование;
4) провести количественный и качественный анализ данных эксперимента.
Гипотеза исследования – рейтинговый контроль будет способствовать повышению эффективности учебного процесса, если он:
- отвечает требованиям возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- способствует рациональной организации учебной деятельности;
- разработан с учетом соответствующих методик;
- обеспечивает широкое информирование всех участников учебного процесса о его результатах.
Для реализации целей и задач исследования применялся комплекс методов:
- теоретические: изучение и теоретический анализ философской, социальной, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: изучение и обобщение накопленного опыта по изучаемой проблеме, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент - констатирующий и формирующий;
- статистические методы обработки экспериментальных данных, анализ и интерпретация результатов.
База исследования: ГОУ «Профессиональное училище № 40» г. Белозерска.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, в каждой из которых по три параграфа, заключение, список литературы, приложение (в количестве 16).
Подробно о педагогике:
Умения в области письменной речи на среднем этапе обучения
английскому языку
Исследуя труды Щукина А.Н. по обучению иностранным языкам, мы выявили, что средний этап обучения английскому языку в школе соответствует возрасту 11-15 лет (V-IX классы), то есть подростковый период. [19; 257] Данный возраст соответствует возрастной периодизации Д.Б. Эльконина [3; 3], и приходится ...
Механизмы макроуправления образованием
Успешность управления региональной образовательной системой зависит в значительной степени от успешности проектной деятельности, которая представляет собой ядро управленческой деятельности и от того, насколько качественными получаются продукты этой деятельности, воплощенные в проектно - нормативную ...
Направленность сетевых образовательных программ
сетевая образовательная программа обучение Для реализации сетевых образовательных программ в самом вузе, заключающем партнерские соглашения, расширяется функционал инновационно-образовательных центров и подразделений, в том числе ДПО; учебно-методических советов; центров повышения квалификации преп ...