Рейтинговый контроль как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище

Актуально о образовании » Рейтинговый контроль как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище

В последние годы меняются не только политические и экономические основы общества, но и задачи обучения, а, соответственно, пересматриваются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Решению данных задач способствует применение целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимают контроль, и оценивание как составные части учебного процесса [43, с. 56].

Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса. Проблемам контроля в учебном процессе уделяли большое внимание А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. Традиционная система балльных оценок не всегда отражала качественное изменение в знаниях, умениях и навыках учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с этим в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля [27, с. 127]. Необходимость внедрения рейтингового контроля и оценивания результатов учебного процесса отмечают исследователи В.С. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов, Талызина и др.

Как показали исследования, рейтинговый контроль эффективно стимулирует самостоятельную, творческую работу обучающихся в течение всего учебного процесса, поднимает состязательность, исключает случайности при написании контрольных работ, при сдаче экзаменов. На первых этапах учебного процесса создается возможность для дифференциации уровня знаний и работоспособности обучаемых, в соответствии с этим создаются возможности для индивидуализации процесса обучения: помощь слабо успевающим учащимся и расширение круга изучаемых проблем для наиболее способных [34, с. 78].

Цель рейтингового контроля:

- развитие индивидуального творческого мышления обучаемых;

- повышение творческого начала всех участников педагогического процесса;

- максимальная индивидуализация обучения;

- интенсификация и активизация самостоятельной работы обучающихся [1, с. 125].

В научных кругах отмечается, что с одной стороны рейтинговый контроль был внедрен во многих учебных заведениях России и является действенным средством повышением эффективности учебного процесса. С другой стороны в профессиональных учебных заведениях рейтинговый контроль распространения не получил.

Таким образом, возникает проблема: каким должен быть рейтинговый контроль и условия его реализации для повышения эффективности учебного процесса в профессиональном учебном заведении.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект – контроль эффективности учебного процесса в профессиональном учебном заведении.

Предмет – рейтинговый контроль как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном учебном заведении.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1) провести анализ литературы по проблеме исследования;

2) разработать методические рекомендации по реализации рейтингового контроля в учебный процесс профессионального училища;

3) провести экспериментальное исследование;

4) провести количественный и качественный анализ данных эксперимента.

Гипотеза исследования – рейтинговый контроль будет способствовать повышению эффективности учебного процесса, если он:

- отвечает требованиям возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- способствует рациональной организации учебной деятельности;

- разработан с учетом соответствующих методик;

- обеспечивает широкое информирование всех участников учебного процесса о его результатах.

Для реализации целей и задач исследования применялся комплекс методов:

- теоретические: изучение и теоретический анализ философской, социальной, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: изучение и обобщение накопленного опыта по изучаемой проблеме, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент - констатирующий и формирующий;

- статистические методы обработки экспериментальных данных, анализ и интерпретация результатов.

База исследования: ГОУ «Профессиональное училище № 40» г. Белозерска.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, в каждой из которых по три параграфа, заключение, список литературы, приложение (в количестве 16).

Подробно о педагогике:

Личностная готовность
В 6-7 лет закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослых, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть взрослым, потребность в признании сверстников: у старших дошко ...

Общие закономерности развития памяти в онтогенезе
Согласно большому энциклопедическому словарю, "онтогенез - (англ. ontogenesis) - процесс индивидуального развития организма или личности". [8, c.314] По данным С.К. Нартовой - Бочавер, память во всех ее формах очень важна для любой стадии онтогенеза, однако особо значимую роль играет она ...

Приемы обучения решению задач учащихся первого класса
Во многих методических пособиях по математике рекомендуются следующие приемы обучения детей решения задач: постепенное усложнение и развитие задачи; изменение условий задачи при сохранении её вопроса; изменение вопроса задачи при сохранении её условия; преобразование задачи; решение задачи нескольк ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru