Цель данного этапа эксперимента: выявить эффективность учебного процесса в профессиональном учебном заведении.
Задачи:
провести анкетирование педагогов;
изучить учебно-методическую документацию профессионального училища;
выбрать группы для проведения эксперимента;
провести контрольный срез;
провести количественную и качественную оценку полученных экспериментальных данных
Вся дальнейшая исследовательская работа по проблеме исследования проводилась в ГОУ «Профессиональное училище № 40» г. Белозерска. Училище осуществляет подготовку специалистов с получением начального – профессионального образования. Характеристика ГОУ «Профессиональное училище № 40» приведена в приложении 8.
В рамках экспериментальной работы нами было проведено анкетирование 23 преподавателей и мастеров производственного обучения в Белозерском профессиональном училище №40, с целью определить, является ли существующая традиционная пятибалльная шкала оценивания знаний учащихся эффективной.
В результате обработки анкет (Приложение 9) нам удалось выяснить, что существующая шкала оценивания не удовлетворяет большую часть преподавателей (85%). Это вызывает необходимость применение элементов рейтингового контроля (67%). В настоящее время оценка, скорее, не показатель степени обученности учащегося (молодого специалиста), а отнесение его к одному из трех разрядов: посредственных, успешных или очень успешных товарищей по учебе (коллег). В настоящее время в связи с модернизацией образования существует проблема необходимости научно-обоснованной, детализированой, обладающей четкими критериями обученности оценочная шкала (93%).
В эксперименте принимали участие две группы первого курса. Группа № 132 по профессии «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» - 22 учащихся, которую мы выбрали в качестве контрольной группы (Приложение 10) и группа № 133 по профессии «Мастер лесного хозяйства» - 22 учащийся – экспериментальная группа (Приложение 11).
Для этого был проведен анализ групп с целью определения, в равных ли условиях находятся обучаемые экспериментальной и контрольной групп. Итоги анализа приведены в Таблице 1.
Таблица 1 - Анализ экспериментальной и контрольной групп
|
Группа |
Половой состав |
Средний возраст |
Средний балл по аттестату средней школы |
|
№ 132 |
м |
16 лет |
3,39 |
|
№133 |
м |
16 лет |
3,38 |
Выявление уровня подготовки учащихся, половой и возрастной состав позволило определить, что группы отличаются незначительно и это позволило нам проводить дальнейшую экспериментальную работу в группах.
Исследовательская работа проводилась на уроках теоретического обучения по предмету «Черчение». Программа по предмету и перспективно тематический план приведены в приложениях 12, 13.
На этапе констатирующего эксперимента мы использовали методы анкетирования, наблюдения, тестирования, изучения документации.
Эксперимент проводился в три этапа.
Первый этап эксперимента – констатирующий. Целями констатирующего эксперимента было выявить:
1) является ли, с точки зрения преподавателей, существующая традиционная пятибалльная шкала оценивания знаний учащихся эффективной;
2) выяснить какой образовательный настрой у учащихся, мотивы их учебы;
3) выявить эффективность процесса обучения.
Для выявления конечных результатов учебного процесса по предмету «Черчение» на основании анализа литературы в §1.1. - §1.3. и для определения эффективности учебного процесса в качестве критерием мы будем пользоваться внутренними и внешними критериями.
Внутренний критерий:
- академическая успеваемость.
Внешний критерий:
- мотивация обучаемых.
Результаты их должны были свидетельствовать о достижениях обучаемых в экспериментальной и контрольной группах.
Академическую успеваемость мы оценивали согласно методики Ковленко М.И., Пекшева А.Г. по следующим показателям:
- уровень обученности, который рассчитывается по формуле[24, с. 65]:
(1)
- качество обучения, который вычисляется по формуле [24, с. 65]:
(2)
- степень обученности в группе вычисляется по формулы [24, с. 66]:
(3)
где
Подробно о педагогике:
Выявление уровня сформированности познавательной активности
С самого начала обучения необходимо формировать познавательную активность учеников, что должно стать неотъемлемой чертой обучения младших школьников. Мы считаем, для того, чтобы повысить эффективность познавательной деятельности учащихся необходимо использовать методы работы, назначение которых фор ...
Сбор эмпирических данных на основании проведенных
исследований
I этап исследования:
констатирующий эксперимент. Была проведена индивидуальная психодиагностическая работа с учащимися 2 «А» класса. Всего в исследовании приняли участие 23 ученика, в возрасте 8 лет. Экспериментальное исследование включало в себя методики А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов» и «Память н ...
Особенности развития образной речи детей пяти-шести лет
Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста. Исследователи рассматривают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творческая деятельность развивает разные способности ребенк ...