Фортепианное творчество Яна Сибелиуса

Страница 1

Выдающийся финский композитор Ян Сибелиус еще при жизни возведенный соотечественниками в ранг классика финской музыки и своего рода национального героя, известен широким кругам отечественных любителей искусства и музыкантам-профессионалам главным образом как автор монументальных симфонических полотен-симфоний и симфонических поэм, а так же прочно вошедшего в исполнительский репертуар скрипачей всего мира скрипичного концерта ре минор. От симфонии "Куллерво" и симфонической поэмы "Саgа" (1892) до 7 симфонии (1924) и "Типиолы" таков славный путь Сибелиуса-симфониста, сыгравшего заметную роль в развитии мирового симфонизма.

На фоне столь широкого признания необычайно ярких по своему образно-эмоциональному строю симфонических произведений, фортепианное творчество композитора, преимущественно в жанре фортепианной миниатюры, занимало относительно скромное место, оставалось в тени, и до последнего времени не привлекало к себе сколько-нибудь серьезного внимания пианистов-исполнителей и музыковедов. Более того, в музыковедческой литературе укрепилось мнение о якобы сугубо "периферийном" характере фортепианных опусов на том лишь основании, что Ян Сибелиус "не был пианистом и, судя по некоторым его высказываниям, очевидно, не очень любил рояль". Обучаясь в юности игре на скрипке, он, естественно, не уделял занятиям на фортепиано специального внимания.

Уже в своих самых ранних, еще далеко несовершенных, фортепианных опусах Сибелиус проявил понимание выразительных средств рояля как инструмента, способного раскрыть глубокий психологизм душевных переживаний, отобразить неповторимое очарование суровой северной природы. Начав писать фортепианную музыку еще в конце 80-х годов, композитор сохранил к ней глубокий непреходящий интерес на протяжении всего творческого пути. Лишь в 1957 году вышла первая специальная работа о фортепианных произведениях композитора финского музыковеда Эрика Тавасштерна "Фортепианные произведения Сибелиуса".

Дружба с Ферруччио Бузони, длившаяся долгие годы, окончательно укрепила его веру в неисчерпаемые возможности этого "царя инструмента". Фортепианное творчество Яна Сибелиуса относительно равномерно, без больших перерывов, развертывается в границах между опусами 5-м и 114-м. В этих достаточно широких пределах мы встречаем и большую сонату Фа мажор (ор.12), и три сюиты из музыки к драме Адольфа Пауля "Король Христиан 2" (ор.27), и программную трехчастную сюиту "Кюлликки" на сюжет 11-й и 12-й рун "Калевалы" (ор.41), и ставшей весьма популярным "Грустный вальс" ор.44 из музыки к драме Арвида Ярнефельта "Куолема", три сонатины ор.67, фортепианные обработки финских народных песен (1903). Последние фортепианные произведения Сибелиуса - пять эскизов ор.114 (1929) - год, который стал завершающим в плодотворной деятельности композитора.

Фортепианное творчество Я. Сибелиуса в жанровом отношении достаточно разнообразно. Однако истинный аромат сибелиусовской фортепианной музыки более всего ощутим в фортепианных миниатюрах, объединенных композитором в небольшие циклы разнохарактерных пьес по 5 - 13 номеров. Таковы 10 пьес ор.24 (1894 - 1903), Багатели ор.34 (1914 - 1916), Лирические пьесы ор.40 (1912 - 1914), 10 пьес ор.85 (1909), 13 пьес ор.76 (1914), 6 пьес ор.94 (1019), Багатели 2 ор.97 (1920), 8 маленьких пьес ор.99 (1922), Пять романтических пьес ор.101 (1923), Пять характерных впечатлений ор.103 (1924) и уже упоминавшиеся Пять эскизов ор.114 (1929).

Не только в крупных программных симфонических произведениях, но и в фортепианных миниатюрах, которых композитор написал свыше 120. Ян Сибелиус остается непревзойденным певцом северной природы. Об этом свидетельствует неповторимый колорит сибелиусовской музыки, ее глубоко национальные истоки, характерные названия ряда пьес, таких, как "Песня рыбака" (ор.58,№8) или "Марш финских охотников" (ор.91). Весьма показательны в этом отношении два цикла фортепианных миниатюр - ор.75 (1914) и ор.85 (1916). Первый из них посвящен наиболее распространенным в Финляндии деревьям ("Осина", "Береза", "Ель" и др.); второй - цветам ("Гвоздика", "Колокольчики", "Львиный зев" и др.)

Фортепианные произведения Я. Сибелиуса публиковались в нашей стране относительно редко и, как правило, в виде отдаленных пьес, вкрапленных в репертуарные и педагогические сборники. Пожалуй, наиболее представителем собранием фортепианной музыки Я. Сибелиуса в последнее время явился раздел сборника "Избранные фортепианные произведения финских композиторов" Этот сборник дает некоторое представление о процессах эволюции жанра фортепианной миниатюры и, в какой-то мере, фортепианного стиля Я. Сибелиуса в целом.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Значение формирования математических представлений у детей
Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. При опр ...

Условия формирования сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного возраста
дидактический игра цвет дошкольник Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного пе ...

Понятие и сущность рейтингового контроля
Рейтинговый контроль – одно из современных направлений, широко внедряемое и исследуемое в педагогике. Обратимся к исследованию его сущности и содержания. Рейтинг выражает в баллах качество учебной работы учащегося и, в определенном смысле, характеризует качество подготавливаемого рабочего. Вместе с ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru