Фортепианная музыка Яна Сибелиуса как средство музыкально-эстетического воспитания школьников

Актуально о образовании » Фортепианная музыка Яна Сибелиуса как средство музыкально-эстетического воспитания школьников

В настоящее время интерес к музыке очень высок. Она находиться на одном из первых мест в сфере предпочтений молодежи. Однако проблема состоит в том, о какой музыке при этом идет речь. Очевидно, что с каждым годом популярность низкопробной, так называемой "попсовой", музыки все более возрастает, а классическая музыка с ее огромным духовным потенциалом остается мало востребованной.

В наше время дети слушают музыку разных жанров, а классическую музыку, порой, совсем не воспринимают." А ведь классическая музыка, - по мнению Н.Н. Кондратюк, - это лучшее, отобранное временем наследие человечества. Осмысленное прослушивание музыки, изучение значимых музыкальных произведений активизируют мышление, память, внимание; развивают чувственное познание - ощущение и восприятие; укрепляют психическое здоровье детей".

Музыкальное искусство играет большую роль в преобразовании общества, содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Особенно благотворное влияние музыкального искусства на детей. Музыка, окружающая ребенка с первых дней жизни, воздействует на эмоциональный, образный внутренний мир, расширяя и углубляя его. Общение с музыкой композиторов - классиков, открывает возможности для духовного становления личности и ее самовыражения, развитие музыкально - творческой деятельности.

Образцом высокохудожественной музыкальной культуры может служить творчество выдающегося финского композитора Яна Сибелиуса (1865-1957). Вся его жизнь - в музыке, а вся его музыка посвящена родине. Искусство Сибелиуса неразрывно связано с прошлым и настоящим финского народа, с природой Финляндии, с её песнями и сказаниями. Ян Сибелиус явился основоположником финской национальной музыкальной школы и её крупнейшим представителем.

Творчество Яна Сибелиуса исследовали ученые-музыковеды Маргарита Аксеевна Вачнадзе, Вера Николаевна Александрова, Елена Филипповна Бронфин, А. Ступель и др. Музыкальное наследие композитора изучается в профессиональных музыкальных учебных заведениях, очень часто исполняется на симфонических концертах и входит в репертуар прославленных музыкальных коллективов и симфонических оркестров всего мира.

Анализируя современные программы по музыке для общеобразовательных школ, таких авторов, как Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова и другие, мы обнаружили, что не во всех из них среди имен выдающихся композиторов-классиков можно встретить имя Яна Сибелиуса - основоположника финской классической музыки. Это говорит о том, что творческому наследию Яна Сибелиуса, которое достойно высокой оценки и обладающему художественными и музыкально-педагогическими достоинствами уделяется непростительно мало места.

Вершинное положение в культуре свой страны занял в 20 веке финский композитор Ян Сибелиус. Наряду с прославленным сводом народно-эпических сказаний "Калевалой", музыка Сибелиуса принадлежит к высшим проявлениям творческого гения финского народа. Финляндия чтит Сибелиуса как национального героя. Еще при жизни он удостоился на родине такого почета, каким, вероятно, не пользовался ни один музыкант в мире. Его 50-летие в 1915 году отмечалось как всенародное торжество в честь первого гражданина страны. С тех пор каждый юбилейный год композитора превращается в народный праздник.

Известность Сибелиуса как одного из крупнейших музыкантов современности давно перешагнула границы его страны.

Еще при жизни Сибелиуса его имя было присвоено высшему музыкальному учреждению Финляндии - институту, где он когда-то учился, ставшему ныне Академией Сибелиуса. Его именем названы различные музыкальные организации, создан посвященный ему музей. Слава Сибелиуса объясняется не только его гениальной одаренностью и высоким мастерством. В его творчестве, выросшем на почве поэтической и народнопесенной культуры Финляндии, получили выраженные глубокие черты национального характера. В монументальных формах его симфоний и поэм с удивительной силой и красотой отразился образ суровой и прекрасной страны. Органически связанная с эпопеей борьбы финского народа за независимость его музыка воспринималась как символ национально - освободительных стремлений.

Образный строй и выразительность фортепианных пьес Яна Сибелиуса могут служить прекрасным средством музыкально-эстетического воспитания школьников.

Недостаток внимания музыкально-педагогической общественности к творчеству Яна Сибелиуса и возможности эстетического воспитания на примере высокохудожественных фортепианных произведений композитора составляет основу противоречия исследуемой проблемы и доказывают актуальность выбранной нами темы дипломной работы: "Фортепианная музыка Яна Сибелиуса как средство музыкально-эстетического воспитания школьников"

Решение обозначенной проблемы составляет цель исследования: изучить творчество Яна Сибелиуса и определить возможности использования фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании школьников.

Объект исследования: творческая и музыкально - общественная деятельность основоположника финской классической музыки Яна Сибелиуса.

Предмет исследования: музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе знакомства с фортепианными пьесами Яна Сибелиуса.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования, нами выдвинуты следующие задачи:

Изучить и проанализировать музыковедческую, музыкально-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.

Дать теоретический обзор исследований по фортепианному творчеству Яна Сибелиуса.

Провести анализ современных образовательных программ по Музыке в рамках исследуемой проблемы.

Сделать анализ фортепианных пьес "Ель", "Береза", "Осина", "Аквилегия", "Оеиллет" из циклов "Деревья" и "Цветы".

Для решения обозначенной проблемы исследования нами были использованы следующие методы исследования:

Изучение и теоретический анализ литературы в области музыкальной педагогики, сборников статей, монографий по исследуемой проблеме.

Изучение и анализ современных программ по Музыке.

Педагогическое наблюдение.

Беседа, интервьюирование.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в изучении, обобщений теоретического и практического опыта использования творческого наследия Яна Сибелиуса в музыкальной педагогике. Выявление педагогических условий реализации проблем исследования в процессе современного образования.

сибелиус фортепианная пьеса школьник

Подробно о педагогике:

Принципы демократизма, гуманизма и народности
Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обуча­ющихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечени ...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными моторными предпосылками
Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребёнка владеть им. Поэтому требуются тренировки основных движений языка, губ, нижней челюсти. Данные упражнения даёт М.Ф. Фомичёва [6]. Движения нижней челюсти. Чтобы речь была чёткой ...

Вопросы художественно-эстетического воспитания школьников
Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества. В этом плане к нему относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу. Искусство выступает прежде всего как специфический (образный) способ позн ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru