Фортепианная музыка Яна Сибелиуса как средство музыкально-эстетического воспитания школьников

Актуально о образовании » Фортепианная музыка Яна Сибелиуса как средство музыкально-эстетического воспитания школьников

В настоящее время интерес к музыке очень высок. Она находиться на одном из первых мест в сфере предпочтений молодежи. Однако проблема состоит в том, о какой музыке при этом идет речь. Очевидно, что с каждым годом популярность низкопробной, так называемой "попсовой", музыки все более возрастает, а классическая музыка с ее огромным духовным потенциалом остается мало востребованной.

В наше время дети слушают музыку разных жанров, а классическую музыку, порой, совсем не воспринимают." А ведь классическая музыка, - по мнению Н.Н. Кондратюк, - это лучшее, отобранное временем наследие человечества. Осмысленное прослушивание музыки, изучение значимых музыкальных произведений активизируют мышление, память, внимание; развивают чувственное познание - ощущение и восприятие; укрепляют психическое здоровье детей".

Музыкальное искусство играет большую роль в преобразовании общества, содействует его гуманизации и участвует в эстетическом наполнении общественной жизни. Особенно благотворное влияние музыкального искусства на детей. Музыка, окружающая ребенка с первых дней жизни, воздействует на эмоциональный, образный внутренний мир, расширяя и углубляя его. Общение с музыкой композиторов - классиков, открывает возможности для духовного становления личности и ее самовыражения, развитие музыкально - творческой деятельности.

Образцом высокохудожественной музыкальной культуры может служить творчество выдающегося финского композитора Яна Сибелиуса (1865-1957). Вся его жизнь - в музыке, а вся его музыка посвящена родине. Искусство Сибелиуса неразрывно связано с прошлым и настоящим финского народа, с природой Финляндии, с её песнями и сказаниями. Ян Сибелиус явился основоположником финской национальной музыкальной школы и её крупнейшим представителем.

Творчество Яна Сибелиуса исследовали ученые-музыковеды Маргарита Аксеевна Вачнадзе, Вера Николаевна Александрова, Елена Филипповна Бронфин, А. Ступель и др. Музыкальное наследие композитора изучается в профессиональных музыкальных учебных заведениях, очень часто исполняется на симфонических концертах и входит в репертуар прославленных музыкальных коллективов и симфонических оркестров всего мира.

Анализируя современные программы по музыке для общеобразовательных школ, таких авторов, как Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Н.Г. Ямалетдинова, Р.Х. Хусаинова и другие, мы обнаружили, что не во всех из них среди имен выдающихся композиторов-классиков можно встретить имя Яна Сибелиуса - основоположника финской классической музыки. Это говорит о том, что творческому наследию Яна Сибелиуса, которое достойно высокой оценки и обладающему художественными и музыкально-педагогическими достоинствами уделяется непростительно мало места.

Вершинное положение в культуре свой страны занял в 20 веке финский композитор Ян Сибелиус. Наряду с прославленным сводом народно-эпических сказаний "Калевалой", музыка Сибелиуса принадлежит к высшим проявлениям творческого гения финского народа. Финляндия чтит Сибелиуса как национального героя. Еще при жизни он удостоился на родине такого почета, каким, вероятно, не пользовался ни один музыкант в мире. Его 50-летие в 1915 году отмечалось как всенародное торжество в честь первого гражданина страны. С тех пор каждый юбилейный год композитора превращается в народный праздник.

Известность Сибелиуса как одного из крупнейших музыкантов современности давно перешагнула границы его страны.

Еще при жизни Сибелиуса его имя было присвоено высшему музыкальному учреждению Финляндии - институту, где он когда-то учился, ставшему ныне Академией Сибелиуса. Его именем названы различные музыкальные организации, создан посвященный ему музей. Слава Сибелиуса объясняется не только его гениальной одаренностью и высоким мастерством. В его творчестве, выросшем на почве поэтической и народнопесенной культуры Финляндии, получили выраженные глубокие черты национального характера. В монументальных формах его симфоний и поэм с удивительной силой и красотой отразился образ суровой и прекрасной страны. Органически связанная с эпопеей борьбы финского народа за независимость его музыка воспринималась как символ национально - освободительных стремлений.

Образный строй и выразительность фортепианных пьес Яна Сибелиуса могут служить прекрасным средством музыкально-эстетического воспитания школьников.

Недостаток внимания музыкально-педагогической общественности к творчеству Яна Сибелиуса и возможности эстетического воспитания на примере высокохудожественных фортепианных произведений композитора составляет основу противоречия исследуемой проблемы и доказывают актуальность выбранной нами темы дипломной работы: "Фортепианная музыка Яна Сибелиуса как средство музыкально-эстетического воспитания школьников"

Решение обозначенной проблемы составляет цель исследования: изучить творчество Яна Сибелиуса и определить возможности использования фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании школьников.

Объект исследования: творческая и музыкально - общественная деятельность основоположника финской классической музыки Яна Сибелиуса.

Предмет исследования: музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе знакомства с фортепианными пьесами Яна Сибелиуса.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования, нами выдвинуты следующие задачи:

Изучить и проанализировать музыковедческую, музыкально-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.

Дать теоретический обзор исследований по фортепианному творчеству Яна Сибелиуса.

Провести анализ современных образовательных программ по Музыке в рамках исследуемой проблемы.

Сделать анализ фортепианных пьес "Ель", "Береза", "Осина", "Аквилегия", "Оеиллет" из циклов "Деревья" и "Цветы".

Для решения обозначенной проблемы исследования нами были использованы следующие методы исследования:

Изучение и теоретический анализ литературы в области музыкальной педагогики, сборников статей, монографий по исследуемой проблеме.

Изучение и анализ современных программ по Музыке.

Педагогическое наблюдение.

Беседа, интервьюирование.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в изучении, обобщений теоретического и практического опыта использования творческого наследия Яна Сибелиуса в музыкальной педагогике. Выявление педагогических условий реализации проблем исследования в процессе современного образования.

сибелиус фортепианная пьеса школьник

Подробно о педагогике:

Философские и психологические основы педагогики Гербарта
Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г.Песталоцци. Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Гербарт видел в педагогике, в первую очередь, методологический инструментарий. Вс ...

Методы и приемы работы по формированию у детей грамматического строя речи
К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов. Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьм ...

Анализ известных коррекционных программ развития познавательных процессов школьников
В практике детской психодиагностики должны применяться только валидные, точные и надежные методы, так как в противном случае возникает серьезная опасность получения недостоверных данных и совершения ошибок в выводах. С большинством методик, применяемых в практической психодиагностике, связано понят ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru