Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема

Актуально о образовании » Рейтинговый контроль как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище » Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема

Страница 1

Важнейшей составляющей целостного педагогического процесса, обеспечивающего профессиональное образование учащихся, выступает процесс обучения (учебный процесс) [46, с. 6].

Процесс - закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития [33, с. 79]. Следовательно, обучение имеет свою логику развития, определенную последовательность действий участников данного процесса, свою структуру и подчиняется определенным принципам взаимодействия всех своих элементов. Обучение является достаточно сложным, многоаспектным и многокомпонентным процессом, что значительно затрудняет какое-либо однозначное определение его сущности.

С коммуникативной точки зрения обучение можно определить как общение между теми, кто обладает знаниями и опытом, и теми, кто их приобретает [15, с. 34].

Согласно деятельностному подходу, обучение - это взаимосвязанная деятельность педагогов и обучающихся, направленная на реализацию ведущих функций образования.

С точки зрения теории управления, обучение - это организация педагогом познавательной деятельности обучающихся и т.д.

В каждом из данных определений присутствует то, что является главной сущностной характеристикой учебного процесса - в основе его лежит бинарная деятельность: обучающая деятельность педагога (преподавание) и учебная деятельность обучающегося (учение). При этом недостаточно рассматривать преподавание и учение лишь как две взаимосвязанные деятельности. Вопрос о сущности учебного процесса не может быть решен только на основе их соотнесения. Они выступают как две необходимые составляющие совместной деятельности обучающего и обучающегося, определяющей сущность и специфику учебного процесса.

Таким образом, обучение можно определить как совместную деятельность обучающего и обучающихся, направленную на образование личности учащихся посредством организации усвоения ими системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Как отмечает исследователь В. В. Рубцов: «На смену представлениям об обучении как процессе разделенной деятельности того, кто учит, и того, кто учится, вырабатывается представление об обучении как процессе содействия, совместной деятельности. При этом на первый план выступает не столько проблема «чему учить», сколько проблема «как учить», т.е. проблема организации эффективных способов взаимодействия участников учебного процесса» [40, с. 9].

Учебный процесс, являясь составной частью целостного педагогического процесса, представляет собой дидактическую систему, обладающую определенной структурой и наличием взаимосвязанных, взаимозависимых и необходимых компонентов. Единство и взаимосвязь данных компонентов, целостность учебного процесса является его объективной закономерностью.

И.П. Подласый в своих трудах подробно рассматривает каждый из компонентов учебного процесса.

Личностный компонент. Совокупный субъект учебного процесса - педагог и учащийся. С одной стороны, организация учебного процесса предполагает определенный уровень педагогического мастерства преподавателя, обеспечивающего эффективное построение дидактического процесса. С другой стороны, исходным ориентиром в организации этого процесса выступают познавательные возможности и уровень готовности к обучению учащихся, их мотивация, познавательные потребности и интересы.

Целевой компонент. Цели обучения задаются требованиями к личности и деятельности профессионала, которые содержатся в модели специалиста, квалификационной характеристике, государственном стандарте. Вместе с тем, их конкретизация осуществляется на основе соотнесения данных требований с реальными возможностями, потребностями и интересами учащихся, содержанием преподаваемого курса. Таким образом, выстраивается своеобразная иерархия целей и осуществляется их конкретизация с учетом личностного компонента учебного процесса.

Содержательный компонент. Содержание обучения включает то, что подлежит усвоению учащихся для реализации заданных целей обучения. При этом минимум содержания обучения определен государственным стандартом, на основе которого разрабатываются учебные планы учреждения профессионального образования, а также программы конкретных учебных дисциплин. Отбор содержания учебного материала преподаватель осуществляет также на основе соотнесения его с познавательными возможностями и интересами обучающихся.

Операционно-деятельностный компонент (формы, методы, приемы, технологии обучения). Реализация целей и задач обучения осуществляется посредством организации обучающего взаимодействия с помощью определенных методов, приемов, технологий, организационных форм. Важнейшим условием достижения адекватных поставленным целям результатов становится соответствие им способов обучения (методов и приемов) и способов организации взаимодействия между участниками учебного процесса (форм обучения),

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Проблемы обучения и воспитания одаренных детей
Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, разв ...

Направленность сетевых образовательных программ
сетевая образовательная программа обучение Для реализации сетевых образовательных программ в самом вузе, заключающем партнерские соглашения, расширяется функционал инновационно-образовательных центров и подразделений, в том числе ДПО; учебно-методических советов; центров повышения квалификации преп ...

Проблемы управления образовательной системой в контексте трансформации образования в России
Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия в принятии решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная. Централизованная модель управления системой обра ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru