Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема

Актуально о образовании » Рейтинговый контроль как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище » Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема

Страница 4

Определение эффективности учебного процесса осуществляется с помощью контроля. «Контроль – выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых» [35, с. 89].

В исследованиях рассмотрены основные функции и принципы педагогического контроля, а также требования, предъявляемые к нему современной дидактикой.

Педагогический контроль выполняет целый ряд разнообразных функций в учебно-воспитательном процессе:

- дидактическая (обучающая) функция контроля связана с тем, что в ходе него актуализируются все имеющиеся у обучающегося знания и умения, происходит их закрепление, обобщение, приведение в систему. С этой точки зрения каждый вид контроля выполняет свою обучающую роль. Так, например, зачет и экзамен являются не только средством проверки степени усвоения учащимися содержания учебного курса, но, прежде всего, обеспечивают систематизацию и обобщение всего учебного материала, целостное видение изучаемой дисциплины и осваиваемой в процессе ее изучения профессиональной деятельности;

- корректирующая функция контроля заключается в его направленности на выявление пробелов в знаниях, умениях, навыках обучающихся и определение путей и способов их коррекции, совершенствования, которое частично происходит уже в процессе самого контроля;

- мотивирующая, ориентирующая функция. Контроль является дополнительным стимулом учения, составляет важный элемент мотивации при условии, что обучающийся ориентируется в процессе него не столько на внешнее оценивание, отметку, сколько на продвижение вперед в познании, в дальнейшем самообразовании;

- развивающая функция контроля связана с тем, что он является условием реализации творческого потенциала учащихся, развития их способности к рефлексии и самоанализу;

- воспитательное значение контроля определяется предоставляемой им возможностью самоутверждения учащегося, удовлетворения его потребности в достижении успеха, признании, влиянием контроля на формирование ответственности, способности к самоорганизации и на развитие воли студента [27, с. 151].

Перечисленные функции могут быть реализованы, то есть дать педагогический эффект, только при соблюдении ряда дидактических требований к системе контроля:

- индивидуальный характер, требующий осуществление контроля за работой каждого обучающегося, за его личной познавательной деятельностью, не допускающей подмены результатов учения отдельных обучающихся итогами работы коллектива и наоборот;

- системность и регулярность проведения контроля на всех этапах реализации технологии обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности обучающихся;

- разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение всех названных выше функций контроля, повышение интереса обучающихся к его проведению и результатам;

- всесторонность, заключающуюся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку как теоретических знаний, так и практических умений и навыков;

- объективность контроля, исключающую преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы преподавателя, основанные на недостаточном знании учащихся или предвзятом отношении к некоторым из них;

- дифференцированный подход, учитывающий специфические требования особенности каждого учебного предмета (отдельных его разделов), а также индивидуальные характеристики обучающихся;

- единичные требования всех преподавателей, осуществляющих контроль за учебной работой в рамках реализуемой технологии обучения [11, с. 45].

Условием реализации основных требований к контролю результатов обучения, а также его ведущих функций является использование разнообразных видов и форм проверки знаний, умений, навыков учащихся. Традиционно выделяют: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, итоговый контроль, комплексная проверка результатов обучения.

Все перечисленные выше виды контроля могут осуществляться с помощью разнообразных форм и методов проверки знаний, умений, навыков: устная проверка: индивидуальный и фронтальный опрос; взаимоопрос в малых группах (в статических, динамических и вариационных парах, зачет и экзамен); письменная проверка: контрольные работы, индивидуальные задания (карточки, рефераты); программированный опрос (компьютерные контролирующие программы линейного и параллельного типов, «сигнальные карточки», перфокарты, тетради на печатной основе и т.д.); смешанная форма контроля (уплотненный опрос) осуществляется на основе одновременного применения нескольких форм и методов проверки результатов учебной деятельности [27, с. 76].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Моделирование и проведение формирующего эксперимента
В данном параграфе описание хода и результата экспериментальной работы по апробации и внедрению элементов системы дидактических игр (Приложение 2), предложенной Т.В.Башаевой, направленных на освоение практических действий, формирование представлений о эталонах цвета и умственных действий по восприя ...

Значение музыкального и художественного оформления внеклассных мероприятий
Стержнем воспитательных систем многих школ стали богатые традиции коллективных творческих дел. Они обеспечивают демократичность поведения всех участников воспитательного процесса, особый школьный дух, школьный патриотизм, сотрудничество во взаимодействии «учитель – ученик - родитель», возвращение в ...

Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов. Младший школьный возраст - это возраст ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru