Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема

Актуально о образовании » Рейтинговый контроль как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище » Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема

Страница 5

Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля.

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Оценки характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи учащегося: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения учащегося, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных обучающихся [54, с. 16].

Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста учащегося. Индивидуальные особенности учащихся определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно – познавательной и личностно – развивающей деятельности. Достигнутый учащимся уровень интеллектуального развития влияет на его познавательные интересы, а личностное развитие влияет на стремление иметь у себя определенные персональные качества.

Основные тенденции возрастного изменения значимости педагогической оценки заключается в следующем. С возрастом, во-первых, растет понимание необходимости приобретение новых знаний, умений и навыков. Во-вторых, из года в год увеличивается значимость обладания определенными качествами личности. В-третьих. По мере взросления, возрастает роль социально - психологических стимулов, в-четвертых, намечается тенденция постепенного перехода от отрицании на внешние стимулы к учету внутренних [31, с. 62].

Перечисленные методы контроля успеваемости учащихся имеют определенные недостатки. Рассмотрим некоторые из них:

Могут возникать трудности, связанные с особенностями преподавательской работы:

довольно часто проявляются несовпадение требований разных преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа;

различие в профессиональной квалификации;

при организации текущих проверок знаний большого числа обучающихся, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям, наблюдается загруженность преподавателя работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;

- возможная небеспристрастность преподавателя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых обучающихся, широко известен ряд типичных субъективных тенденций или ошибок оценивания, к наиболее распространенным из которых относят:

- ошибки великодушия,

- ореола,

- центральной тенденции,

- контраста,

- близости,

- логические ошибки.

Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний. Такие, как отсутствие четко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки (часто преподаватель мучается с вопросом: «Какую оценку поставить – «неуд» или все же можно оценить как «удовлетворительно»?»).

Трудности, связанные с учащимися: использование шпаргалок, списывание, «взаимопомощь» на экзамене, что искажает достоверность оценки знаний учащихся и мешает преподавателю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.

Отсутствие объективных критериев оценки и эффективных механизмов сравнения результатов обучения по данной дисциплине (специальности), что особенно актуально для выработки верной стратегии подготовки кадров. Принятая, преимущественно, методика приема экзаменов по 3-4 вопросам в билете не позволяет оценить полноту освоения материала и провоцирует списывание [43, с. 29].

С.Я. Батышев отмечает: «Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями.

К критериям оценки ответов относят такие как:

- для отличной оценки – наличие глубоких, исчерпывающих знаний предмета в объеме освоенной программы; знание основной (обязательной) литературы; правильные и уверенные действия, свидетельствующие о наличии твердых знаний и навыков в использовании технических средств: полное, четкое, грамотное и логически стройное изложение материала; свободное применение теоретических знаний при анализе практических вопросов;

- для хорошей оценки – те же требования, но в ответе обучающегося по некоторым перечисленным показателям имеются недостатки принципиального характера, что вызвало замечания или поправки преподавателя;

- для удовлетворительной оценки – те же требования, но в ответе обучающегося имели место ошибки, что вызвало необходимость помощи в виде поправок и наводящих вопросов преподавателя:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Организация, и методика сотрудничества школы и семьи
Взаимодействие семьи и школы - важнейшее условие успеха в воспитании детей с отклонениями в развитии, но оно возможно в том случае, когда педагоги и родители становятся единомышленниками [19, 27]. Для полноценного развития личности аномального ребенка необходимо взаимодействие педагогов с семьей. У ...

Понятие и формы итоговой государственной аттестации
Целью итоговой государственной аттестации является определение соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям государственных образовательных стандартов (включая федеральный, национально-региональный и другие компоненты). Задачей итоговой государственной аттестации является опреде ...

Причины нарушений звукопроизношения
Е.М. Мастюкова, в главе "Этиология нарушений речи" [9], считает, что под причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru