Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема

Актуально о образовании » Рейтинговый контроль как средство повышения эффективности учебного процесса в профессиональном училище » Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема

Страница 2

Дидактические условия. Учебный процесс не может состояться, если не созданы условия - организационные, материальные и психологические, - обеспечивающие его эффективное осуществление. К организационным условиям относятся: временные рамки и режим обучения, организационная структура учебного процесса, его пространственная организация (расположение участников в пространстве учебной аудитории и т.д.). Организационные условия определяются не только требованиями самого учебного процесса (учебный план, расписание), но и общегигиеническими требованиями, физиологическими особенностями и потребностями обучающихся (смена разнообразных видов деятельности, режим питания, периоды наибольшей работоспособности, недопустимость перегрузки студентов и т.д.). Материальные условия связаны с обеспечением учебного процесса средствами обучения: техническая оснащенность учебного процесса, наличие наглядных средств, учебно-методического комплекса преподавателя, пособий и разработок для организации самостоятельной работы учащихся. Психологические условия связаны с коммуникативным обеспечением учебного процесса и определяются способностью педагога управлять общением, а также организовывать коммуникативное взаимодействие и отношения в группе, обеспечивающие благоприятный психологический климат в процессе обучения.

Контрольно-регулировочный компонент является составной частью учебного процесса. Его значение определяется необходимостью обратной связи как важнейшего элемента управления любой системой. Контроль результатов обучения позволяет определять эффективность учебного процесса и осуществлять коррекцию - вносить изменения во все его другие компоненты.

Оценочно-результативный компонент. Завершенность и результативность учебного процесса связана с реализацией целей обучения и достижением соответствующих им результатов. Поэтому любой цикл обучения завершается анализом его результатов и этим же начинается новый посредством постановки целей и задач на основе анализа предыдущего этапа обучения. Подведение итогов каждого этапа обучения необходимо не только для оценки его результативности, но и для развития рефлексии и самоанализа как свойств личности учащегося, самого преподавателя, а также формирования потребности в самосовершенствовании, продвижении вперед и у того, и у другого. В соответствии с этим завершающий этап процесса обучения включает в себя: анализ и оценку результатов деятельности обучающихся; анализ и оценку результатов деятельности преподавателя.

Итак, перечисленные выше компоненты являются необходимыми структурными элементами любой дидактической системы и определяют логику учебного процесса обучения, его основные этапы. Они определяют не только построение учебного процесса в целом, но и его отдельных единиц, которые выступают как подсистемы. Так, цикл занятий по теме или отдельное занятие можно рассматривать как систему, включающую в себя те же компоненты, что и процесс обучения в целом. Изменение процесса обучения как целостной системы предполагает изменение всех его компонентов, приведение их в соответствие друг с другом [35, с. 89].

Рассмотренная структура и общие закономерности учебного процесса характерны для профессионально-технических учебных заведений. Как отмечает В.А. Скакун: «На учебный процесс квалифицированных рабочих в училищах определенное влияние оказывают специфические особенности профессионально-технического образования:

- учебный процесс происходит в условиях определенной ориентированности учащихся на получение конкретной профессии. Это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес учащихся к специальным предметам и производственному обучению;

- тесная связь обучения с производительным трудом учащихся. Это определяет общую прикладную профессиональную направленность учебного процесса, ориентацию на овладение учащимися умениями применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития учащихся и целей формирования их технического мышления;

- особая роль в училище мастеров производственного обучения, которые являются учителями профессии, воспитателями и наставниками учащихся. Это в значительной степени влияет на организацию учебного процесса в училищах и во многом определяет специфику деятельности преподавателей по обучению и воспитанию учащихся;

- одновременное получение учащимися в училищах общеобразовательной и профессионально-технической подготовки, что обусловливает необходимость осуществления учебного процесса на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости;

- специфика режима учебного процесса - производственное обучение чередуется с теоретическим, как правило, по целым дням;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Соединения железа
Соединения железа (II) Оксид железа (II) FeO – черное кристаллическое вещество, нерастворимое в воде. Оксид железа (II) получают восстановлением оксида железа(II,III) оксидом углерода (II): Fe3O4 + CO = 3FeO + CO2­. Оксид железа (II) – основной оксид, легко реагирует с кислотами, при этом образуютс ...

Наглядность, используемая на уроках немецкого языка
Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе. В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаи ...

Методические особенности темы «Законы термодинамики. Тепловые двигатели» с применением компьютерных технологий
обучение физика компьютерный информационный Раздел школьного курса физики "Термодинамика и молекулярная физика" ставит своей целью воспитание физического мышления учащихся на основе ознакомления с методами теоретического исследования, применяемыми физикой. Общеизвестно, что метод преподав ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru