Особенности философии техники на инженерных факультетах как части академической философии

Актуально о образовании » Особенности преподавания вузовских курсов философии » Особенности философии техники на инженерных факультетах как части академической философии

Страница 1

Известно, что древнегреческое слово «кризис» переводится как «суд». В нашем контексте это суд и перелом социально-философских и экономических парадигм современного мира. И на философии сегодня лежит особо трепетная роль: с одной стороны университетская философия вынужденно принимает навязываемые ей правила игры (например, тестирование студентов по философии!), а с другой философское образование само разрывается между попыткой удержать классическое академическое образование, его дух, веками складывавшийся в философских аудиториях и библиотеках, от выхолащивания его же в утилитарных теле-ток-шоу, или философских бутиках, выглядывающих из гламурных переулков одноименных в своей лакокрасочной «желтизне» журналов.

Зададимся вопросом - а может ли вообще философия сохраниться как университетская дисциплина? Технические вузы или естественнонаучные факультеты вряд ли пылают страстью к философии, ну разве что как к некой междисциплинарной подставке под скучающую голову ассистента нанотехнопарка.

Задача данной работы не состоит в том, чтобы максимально художественно расплакаться на груди чиновника от образования. Задачей данной работы является показ на примере небольшого философского спецкурса по философии техники, что сиротство студентов вне философии будет способствовать скорее не образованию, но образованщине, скорее и надежнее приближающее выпускника к так называемому человеческому фактору техногенных катастроф.

Итак. Философия всегда видела технику как сложный многообразный феномен, связанный с природой, с социальными сферами, но более всего с человеком. Таким образом, субъективность техники, т.е. связанность ее с человеком есть как будто важнейшая ее характеристика. И действительно, в широком смысле техника включает в себя едва ли не весь мир: от религиозных техник древности, до техники мысли «мозгового штурма» молодых инженеров «силиконовой долины» наших дней.

Иначе говоря, феномен техники это и инженерный аспект техники, и техническая реальность, сотворенная людьми для взаимодействия человека с природой и даже другими людьми, но еще более, и это крайне важно - для отношения человека с самим собой! Именно этот тезис стоило бы положить во главу угла для человека, преподающего философию техники. Именно понимание этого преподавателем, и индуцирование этой идеи студентам - будущим инженерам, будет способно вызвать творческий интерес у людей (будущих инженеров), которых временно называют студентами.

Трудно спорить с тезисом о том, что устранение технической отсталости страны возможно через развитое профессиональное сообщество инженеров. Отсюда главный постулат: инженер обязан быть высоко образованным человеком.

Но становление среднего класса ныне не упирается только в технический прогресс; должны быть и культурные причины, т.е. должен быть социальный заказ в обществе, например, на профессионально развитых инженеров, а для этого требуется общий подъем национальной культуры, который будет обуславливать движение научно-технической мысли, чтобы однажды профессия инженера стала не просто престижной, но и получила привилегированное положение в обществе.

Ныне мы понимаем, что именно инженеры, как важнейшая социально-профессиональная группа, обеспечивает обществу и его благосостояние, и его безопасность. Нельзя забывать и тот факт, что современная техника ориентируется на гармонизацию с природой: это и био- и нано-технологии. Иначе говоря, мы все больше видим антропологическую ценность техники, и это опять отсыл к нашей главной идее, связанной с осмыслением внутренней природы человека. Критерий такой техники прост - чем сложнее технологии, тем выше должен быть нравственный критерий создателя такой техники, если мы не хотим получить слишком быстрое приближение экологического коллапса. Иначе говоря, уровень технического развития должен соответствовать нравственному уровню эксплуатирующего: по принципу сообщающихся сосудов. И именно здесь роль духовно-нравственных образовательных дисциплин в техническом вузе становится как никогда ранее значимой, а роль преподавателя, в каком-то смысле, определяющей в становлении будущего инженера.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Исследование профессиональной компетентности педагога
Исследовательскую работу мы проводили на базе Борисоглебского государственного педагогического института 4 курса 2 группы факультета ПиМНО с дополнительной специальностью «Социальный педагог». В группе 21 человек. Из них мы выбрали 5 человек, а именно Агапову Ирина, Ванюкову Елену, Говорову Ольгу, ...

Заикание как сложная речевая патология. Научные подходы к определению заикания
Со времен античности сложилось мнение о том, что заикание – это болезнь. Но ее настоящие причины еще долго оставалось для врачей загадкой. Общее мнение гласило: заикание - или проявление какого-то таинственного заболевания организма, или результат неправильного строения органов речи. В XX веке заик ...

Преобразования в системе образования в Башкортостане во второй половине XIX века
Система образования является одним из важных показателей не только уровня образованности, но и социально-экономического и общественно-политического положения страны в процессе становления и развития человеческого общества того или иного государства. Исследование данной проблемы важно и с точки зрен ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru