Особенности преподавания вузовских курсов философии

Актуально о образовании » Особенности преподавания вузовских курсов философии

Современное общество находится в полосе глобальных проблем, а самым разрушительным для его гомеостазиса оказался антропогенный кризис. Распространяемый и мультиплицируемый западными СМИ тип личности - homo consumens, в качестве вариаций которого

З. Бауман называет фланера, бродягу, туриста и игрока, оказался привлекательным образом-стереотипом и для живущих на постсоветском пространстве. Если использовать смысло-метафору Эриха Фромма, многие люди из разных страт, особенно молодежь, предпочитают жить в модусе «иметь (обладать)», а не «быть (являться)» и прилагают ко всему маркентинговые критерии. Получая образование, молодые люди пренебрегают мировоззренческой рефлексией, рационализм подменяют житейским прагматизмом, от традиционного набора ценностей склоняются к симулякрам масс - и субкультуры. Тем самым размываются границы между должным и сущим, гуманным и антигуманным, прогрессивным и регрессивным, добром и злом и т.п.

Становится ли в этой ситуации философия для современного человека «знанием ради спасения»? Отнюдь, нет. Фрагментаризация академического философского пространства не только разрушает целостность философии как феномена культуры, но и через апологию мировоззренческой «всеядности» и гиперплюрализма, программно осуществленную постмодернистами, привела принижению рационализма и отвержению базовых принципов и парадигм классической философии. А вследствие этого, и к отказу от иерархии моральных, культурных, научных и других ценностей и их релятивизации.

Могут ли подобные дискурсивные практики вразумить молодого человека, получающего высшее образование, помочь ему выработать смысложизненные ориентиры и научить отличать подлинные ценности от мнимых? Вряд ли, и поэтому такие и подобного рода философские концепции в систему вузовского образования должны вводиться весьма осторожно, а не под диктовку отдельных представителей философской элиты, сколь бы значителен не был их вклад в развитие философии. Кроме того, в государственном стандарте по философии должен быть заложен принцип относительной автономии вуза в определении отдельных тем, которые оттеняют специфику подготовки будущих специалистов в этом учебном учреждении. Но при этом не следует становиться заложником сентенции И. Гёте «философия есть рассудок на туманном языке», а выстраивать учебный курс по критерию «расширения сознания» (В.Ф. Шаповалов) будущего специалиста. То есть в процессе изучения философии преподавателям следует помочь студенту сформироваться в качестве креативной, самодостаточной, свободной и граждански ответственной личности, способной осуществлять ценностный выбор, формулировать и аргументировать ориентиры и гуманистические параметры своей жизни и профессиональной деятельности.

В решении этих задач преподаватели философии могут тесно взаимодействовать и когерировать как с преподавателями других социально-гуманитарных, так и общенаучных, и специальных дисциплин, которые оказываются партнерами в деле формирования у обучающихся научного мировоззрения, базирующегося на общенаучной картине мира.

Практика преподавания показывает, что преподаватели философии в негуманитарных вузах, в частности, аграрных, испытывают немалые трудности в поиске способов формирования позитивного отношения студентов к философии. Если преподавателю удается показать значимость рассматриваемых в философии проблем для развития рефлексивного мышления и будущей профессиональной деятельности студентов, сблизить проблемные поля философии и профиля вуза и факультета, то это помогает формированию у студента личной заинтересованности в усвоении философских знаний.

Профилированное преподавание философии должно учитывать мировоззренческий и методологический аспекты конкретно-научных знаний, которые приобретает студент в процессе обучения, а также быть направлено на выработку у него навыков творческого применения философских методов. Используя эмпирический и теоретический материал общенаучных и специальных дисциплин в курсе философии, необходимо придерживаться определенных принципов, и в первую очередь, принципа оптимального соотношения конкретно-научных и философских знаний. В реальной практике преподавания часто встречаются две крайности: первая - незначительное использование (а то и вовсе его игнорирование) на занятиях материала профилирующих дисциплин, которые изучаются студентами конкретного сельскохозяйственного вуза; вторая - перенасыщенность лекций и семинаров таким материалом.

Изложение философских проблем должно также соотноситься с принципом гуманизации научных и технических знаний. Это позволяет эффективно противостоять сугубо технократическим и сциентистским мировоззренческим установкам и соответствующим им стилям мышления. Человек не противостоит миру, а находится с ним в сложнейших коэволюционных отношениях. В процессе гуманизации необходимо отойти от идеи приспособления человека лишь к экономическим и технико-технологическим потребностям общества, изначально признавать за ним роль «винтика» сложной социально-технологической системы, а следует видеть в нем деятельностного субъекта общественных отношений в широком смысле слова, мировоззрение которого не ограничено рамками узкопрофессиональной деятельности.

Умение использовать материал профилирующих дисциплин во многом зависит от научной эрудиции самого преподавателя философии, однако он не может в полной мере обладать огромным багажом фундаментальных и конкретно-научных знаний. В то же время он обязан знать базисные положения соответствующих дисциплин, которые преподаются на факультете, где он проводит занятия. Интенция на включение в учебный материал по философии фундаментальных знаний (физика, химия, биология, генетика и др.) обусловлена тем, что они более устойчивы к «старению», чем конкретно-эмпирические факты и данные, и их усвоение студентами даст возможность преподавателю создать у обучающихся устойчивый фундамент научной, профильной эрудиции, на который они будут опираться, несмотря на обновление конкретно-научного (специального) знания. Именно фундаментальные теоретические знания и идеи выводят на мировоззренческие проблемы и обладают большим философско-эвристическим потенциалом. Опираясь на такие знания и идеи, преподаватель философии поможет сформировать у будущих специалистов современный научно-практический стиль мышления.

При чтении лекций и проведении семинарских занятий осуществляется анализ конкретно-научного материала на трех основных уровнях - эмпирическом, теоретическом и мировоззренческо-методологическом. Использование эмпирического знания наиболее характерно для иллюстративного метода, когда то или иное философское положение подтверждается преподавателем на основе эмпирических фактов, имеющихся в арсенале конкретной учебной дисциплины. На теоретическом уровне следует обращаться к таким фактам и открытиям профилирующих наук, содержание которых дает возможность показать их связь с отдельными категориями и принципами философии, выявить их концептуальную значимость. Третий уровень связан с выяснением роли мировоззренческой и методологической функций философии для естественных наук. При этом следует опираться на работы великих преобразователей естествознания (Галилея, Декарта, Ньютона, Эйнштейна, Вернадского и др.), которые реализовывали эти функции в своем научном творчестве.

Итак, чтобы студенты не были индифферентны к философии в целом, к ее идеям и представлениям, и чтобы она не воспринималась ими в виде «сухой», абстрактной теории, оторванной от смыслоутверждающих проблем жизни и будущей профессиональной деятельности, необходимо в процессе ее преподавания шире использовать фундаментальные научные знания, а также достижения конкретно-научных дисциплин. Вместе с тем, следует также подумать о перестройке внутренней структуры курса «Философии», преподаваемой в аграрных вузах. Целесообразно, на наш взгляд, ввести разделы или спецкурсы, которые позволяли бы успешнее адаптировать философскую тематику к профилю вуза. Таковыми в аграрном вузе могли бы быть: философские проблемы биологии; философия земледелия; философские вопросы генетики; философские проблемы сельскохозяйственной экологии; философия техники, философия менеджмента; философия маркетинга и рекламы и др.

Философия тогда сыграет свою положительную роль, когда будущие специалисты сельского хозяйства (и не только) ясно и отчетливо осознают, что естественнонаучные знания, «вплетенные» в контекст философских знаний, помогут им лучше адаптироваться к социальным условиям их деятельности, глубоко осмыслить ее результаты, принять активное участие в различных сферах социокультурной деятельности. Из стен вуза должен выходить не «технарь», не односторонне сформированный специалист, а гуманистически ориентированная личность, которая отдает себе отчет о результатах принимаемых ею технологических и управленческих решений в отношении природы и общества.

Подробно о педагогике:

Письмо как средство контроля
Письмо, наконец, следует использовать в качестве средства контроля. Оно позволяет выявлять знания значений слов, грамматических форм, сформированность лексических и грамматических навыков в доступной для каждого ученика форме и при малой затрате времени. При этом мы исходим из того, что проверяется ...

Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. Поиск ...

Сущность профессиональной деятельности социального педагога и ее особенности
В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный пе ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru