С начала обучения коррекционная работа проводилась по накоплению словарного запаса, обучению практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени, образованию категорий притяжательных местоимений, параллельно с этой работой логопед обучает детей построению простых предложений и их распространению. Для того, чтобы абстрактное понятие «предложение» стало доступно дошкольникам, логопед использовал различный дидактический материал.
При обучении дошкольников построению простых предложений, логопед следил за порядком слов в предложении, за правильным согласованием глагола в лице и числе с существительным (что составляет основу предложения), широко использовал прием подбора однородных подлежащих, сказуемых, определений, дополнений.
Отвечая на вопросы логопеда: «Кто? – девочка, дети, бабушка; что делает(ют)? – рисует, играют, пишет», дети составляли простые предложения с опорой на схему (Девочка рисует. Дети играют. Бабушка шьет. Мальчик пишет).
Затем модель предложения усложнялась. Логопед учил детей распространять простые предложения с помощью дополнений, однородных подлежащих и сказуемых, при этом активно используя схемы предложений.
Он проводил игру «Скажи, что делает твой друг». Логопед выбирал ведущего и тихо давал ему несколько заданий, которые он должен выполнить (открыть дверь, взять мяч, вытереть стол). Остальные дети внимательно наблюдали за выполняемыми действиями и говорили, что делает их друг (Денис открывает дверь. Денис берет мяч. Денис вытирает стол).
Затем условия игры усложнялись. Ребенок выполнял ряд последовательных действий, а дети говорили, что он делает (Денис встал, взял лейку, полил цветы).
Логопед формировал у детей умение самостоятельно задавать вопросы. Он показывал картинки детям. Они обсуждали их, а затем задавали друг другу вопросы:
- Вова, что лежит на столе? (На столе лежит книга, тетрадь, карандаш).
- Саша, что висит на вешалке? (На вешалке висит куртка, пальто, плащ).
После того, как дошкольники справились с данным заданием, логопед продолжал их учить распространять предложения, дополняя определениями. В игре «Узнай, что мы загадали» один ребенок назначался водящим и выходил за дверь. Остальные дети вместе с логопедом загадывали какой-нибудь знакомый предмет, фрукт, овощ (морковь), каждый придумывал, какое определение он назовет. Входил водящий, и дети начинали говорить про задуманный предмет: «Она оранжевая, длинная, сладкая, вкусная, полезная». Водящий угадывал, что это морковь и получал поощрительную фишку. Выигрывал тот, у кого больше набиралось фишек.
Для составления рассказа-описания овощей логопед использовал схему и муляжи. Сначала он показывал простую схему для описания овоща по форме и цвету. На схеме был изображен круг и полоска зеленого цвета. Дети выбирали из предложенных овощей тот, который подходил к схеме, и описывали его (Капуста круглая, зеленая).
Затем логопед предлагал детям более подробную схему, в которой были условные обозначения цвета, формы, величины, вкуса, места произрастания, того, что можно приготовить из данного овоща. Дети самостоятельно составляли рассказ-описание, используя муляжи: «Болгарский перец зеленый, треугольный, маленький; на вкус – сладкий. Он растет в огороде, на грядках. Его можно есть сырым, из него можно приготовить икру, добавлять в борщ или суп».
Используя схемы как наглядную опору, дети лучше и быстрее подбирали точные признаки, обращали внимание на свойства, качества предметов, их действия.
Для закрепления материала логопед предложил детям лото с изображением нескольких овощей (3 огурца, 2 помидора, 1 луковица). Дети составляли предложения, используя грамматическую конструкцию согласования числительного с прилагательным и существительным:
Мальчик сорвал с грядки 3 зеленых, спелых огурца.
Мама купила на рынке 2 красных, сочных помидора.
Таким образом, дети усваивали простые распространенные предложения. Затруднения испытали в построении простых распространенных предложений Денис и Рома.
Далее логопед показывал дошкольникам сюжетные картинки, а дети составляли предложения:
Подробно о педагогике:
Психологические основы дошкольного образования
Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей (А.В. Запорожец). В отличие от искусственного ускорения развития, ...
Сущность профессиональной
деятельности социального педагога и ее особенности
В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный пе ...
Общая характеристика Муниципального общеобразовательного учреждения школы № 18 Тракторозаводского района города Челябинска
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 г. Челябинска, зарегистрирована постановлением Главы администрации Тракторозаводского района г. Челябинска №674 от 25.07.1995 г. Учредителями школы являются: - Управление по делам образования г. Челябинска, зарегистр ...