Применение дидактического материала при обучении построению простых предложений и их распространении

Актуально о образовании » Система формирования лексико-грамматических конструкций у детей с нарушениями речи » Применение дидактического материала при обучении построению простых предложений и их распространении

Страница 1

С начала обучения коррекционная работа проводилась по накоплению словарного запаса, обучению практическому употреблению категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего и прошедшего времени, образованию категорий притяжательных местоимений, параллельно с этой работой логопед обучает детей построению простых предложений и их распространению. Для того, чтобы абстрактное понятие «предложение» стало доступно дошкольникам, логопед использовал различный дидактический материал.

При обучении дошкольников построению простых предложений, логопед следил за порядком слов в предложении, за правильным согласованием глагола в лице и числе с существительным (что составляет основу предложения), широко использовал прием подбора однородных подлежащих, сказуемых, определений, дополнений.

Отвечая на вопросы логопеда: «Кто? – девочка, дети, бабушка; что делает(ют)? – рисует, играют, пишет», дети составляли простые предложения с опорой на схему (Девочка рисует. Дети играют. Бабушка шьет. Мальчик пишет).

Затем модель предложения усложнялась. Логопед учил детей распространять простые предложения с помощью дополнений, однородных подлежащих и сказуемых, при этом активно используя схемы предложений.

Он проводил игру «Скажи, что делает твой друг». Логопед выбирал ведущего и тихо давал ему несколько заданий, которые он должен выполнить (открыть дверь, взять мяч, вытереть стол). Остальные дети внимательно наблюдали за выполняемыми действиями и говорили, что делает их друг (Денис открывает дверь. Денис берет мяч. Денис вытирает стол).

Затем условия игры усложнялись. Ребенок выполнял ряд последовательных действий, а дети говорили, что он делает (Денис встал, взял лейку, полил цветы).

Логопед формировал у детей умение самостоятельно задавать вопросы. Он показывал картинки детям. Они обсуждали их, а затем задавали друг другу вопросы:

- Вова, что лежит на столе? (На столе лежит книга, тетрадь, карандаш).

- Саша, что висит на вешалке? (На вешалке висит куртка, пальто, плащ).

После того, как дошкольники справились с данным заданием, логопед продолжал их учить распространять предложения, дополняя определениями. В игре «Узнай, что мы загадали» один ребенок назначался водящим и выходил за дверь. Остальные дети вместе с логопедом загадывали какой-нибудь знакомый предмет, фрукт, овощ (морковь), каждый придумывал, какое определение он назовет. Входил водящий, и дети начинали говорить про задуманный предмет: «Она оранжевая, длинная, сладкая, вкусная, полезная». Водящий угадывал, что это морковь и получал поощрительную фишку. Выигрывал тот, у кого больше набиралось фишек.

Для составления рассказа-описания овощей логопед использовал схему и муляжи. Сначала он показывал простую схему для описания овоща по форме и цвету. На схеме был изображен круг и полоска зеленого цвета. Дети выбирали из предложенных овощей тот, который подходил к схеме, и описывали его (Капуста круглая, зеленая).

Затем логопед предлагал детям более подробную схему, в которой были условные обозначения цвета, формы, величины, вкуса, места произрастания, того, что можно приготовить из данного овоща. Дети самостоятельно составляли рассказ-описание, используя муляжи: «Болгарский перец зеленый, треугольный, маленький; на вкус – сладкий. Он растет в огороде, на грядках. Его можно есть сырым, из него можно приготовить икру, добавлять в борщ или суп».

Используя схемы как наглядную опору, дети лучше и быстрее подбирали точные признаки, обращали внимание на свойства, качества предметов, их действия.

Для закрепления материала логопед предложил детям лото с изображением нескольких овощей (3 огурца, 2 помидора, 1 луковица). Дети составляли предложения, используя грамматическую конструкцию согласования числительного с прилагательным и существительным:

Мальчик сорвал с грядки 3 зеленых, спелых огурца.

Мама купила на рынке 2 красных, сочных помидора.

Таким образом, дети усваивали простые распространенные предложения. Затруднения испытали в построении простых распространенных предложений Денис и Рома.

Далее логопед показывал дошкольникам сюжетные картинки, а дети составляли предложения:

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Принципы дидактики в ТРИЗ-педагогике
Люди постепенно осознают, что запомнить всю информацию, которая обрушивается ежедневно на человека, невозможно, да и не нужно. Поэтому нужно менять приоритет в образовании [13]. Знания должны уступить способам деятельности и творчества. Процессом педагогического творчества можно управлять на основе ...

Логопедическое обследование детей в группе ОНР
Изучив методики обследования различных авторов и выбрав за основу методику Л.Ф. Спировой, мы приступили к логопедическому обследованию детей в группе ОНР, которое проводилось с 1 по 15 сентября. Логопедическое обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком по 15-20 минут в течение 2-3 дне ...

Педагогический путь С.Т.Шацкого
Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий (1 июня 1878 — 30 октября 1934) — русский и советский педагог. Станислав Теофилович Шацкий родился в с. Воронине, ныне в Духовщинском районе Смоленской обл., происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католициз ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru