Особенности философии техники на инженерных факультетах как части академической философии

Актуально о образовании » Особенности преподавания вузовских курсов философии » Особенности философии техники на инженерных факультетах как части академической философии

Страница 2

Невозможно не признать, что в техническом вузе философия делает те же информационные шаги к взрослеющей человеческой личности, как и в любом другом гуманитарном вузе. И умение преподавателя раздвигать пространства культуры, чтобы там становилось возможным дышать, важно не только для будущего гуманитария. Бесспорно, что профессионализм и компетенция вузовского преподавателя являются определяющими в учебном процессе. Иначе говоря, как, преподавая нирвану, случайно не навязать курс молодого бойца Агни-Йоги; как не перепутать безличный Абсолют философов и Личного Бога Мартина Бубера? И это, увы, возможно, когда оратор эмоционален и ярок в своем порыве «разогреть» аудиторию; ведь юности дана эта способность - увлекаться ярким, свежим, порывистым. Ну, как им в этом откажешь.

Понятно, что можно и иначе - академически и мучительно спокойно (прочь эмоции и личные пристрастия) вычитывать с бумажки пласты культурологической информации, присыпанные пеплом столетий. Возможно, сон разума, который рождает чудовищ от такого академизма сразу и не наступит, но дремота аудиторных персонажей обеспечена.

Итак, несомненно, что речь, произносимая лектором перед аудиторией, предварительно готовится и продумывается, и любой оратор знает, что лучше говорить мало, нежели говорить плохо. Особенно это актуально, когда оратор держит речь перед студенческой аудиторией технического вуза - будущей технической интеллигенцией. Известный штамп говорит, что техническая аудитория, возможно, и не будет претендовать на виртуозный полет мысли, но если мы примем эту идею, мы перестанем волноваться перед произнесением своей речи, появится безразличие к своим слушателям, к своей работе, и те, кто изначально ориентированы на изучение технических основ цивилизации, так и останутся у разбитого корыта не образованности, но образованщины.

Оратор технического вуза не должен забывать, что сидящие перед его очами студенты, согласились выслушать выступающего перед ними ритора, а не компьютерную программу, зачитывающую бумажный текст сухим и четким голосом. Представляется, что методика восприятия слушающей личности такова, что именно живая речь, а не зачитываемый книжный текст (тем более в технической аудитории), дают возможность успевать воспринимать материал, а не просто записывать его. Тем паче, что просто информацию, теперь легко и просто студент может взять из интернета. При данном подходе лектор говорит и думает именно то, что он говорит и думает, успевая быть человеколюбивым.

Кроме всего сказанного, докладчик, во время публичного выступления в большой студенческой аудитории, может сталкиваться с проблемой разномотивированной среды слушателей (например, поток горного факультета, состоящий из «мальчишек подземелья», и девичьих экологически ориентированных групп, с мотивацией отличниц, о которых не понаслышке знает автор этих строк). Такая проблема может немало озадачить лектора. Однако, данная проблема все же мнимая, ибо, чем «ярче» личностный фактор преподавателя, тем легче устанавливается контакт человеколюбия.

Однако лектор технического вуза, с необходимостью должен помнить, что все-таки именно замысел, а не психологическая реакция аудитории, должны становиться его путеводной звездой. Таким образом, лектор ответственен как за актуальность, так и за уместность произносимого текста. И, если речь говорящего не актуальна и скучна свой бумажностью и/или бессодержательностью, то студенческая аудитория будет вынуждена потратить гораздо больше времени перед гуманитарными экзаменами, тем самым, оторвав свои силы и время от своего профессионального инженерного взросления.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Профессиональная самооценка
Профессиональная самооценка – это сознательные суждения педагога, в которых он пытается сформулировать свою значимость, определяемая общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях собственных достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Основными параметр ...

Этапы разработки коллекции
Как и любой объект промышленного дизайна, промышленная коллекция одежды создается в определенной последовательности многими специалистами. Первый этап разработки включает в себя следующие мероприятия: 1. Изучение объектных факторов потребления и спроса: динамики доходов населения, уровня дохода на ...

Определение понятий: "координационные способности", "координация"
Координационные способности - готовность индивида к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия (В.И. Лях). Таким образом, координационные способности служат человеку для правильного и уверенного выполнения двигательных действий. Большой частью координационных способностей является ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru