Образовательный потенциал учебной дисциплины «иностранный язык» в формировании готовности к межкультурной коммуникации

Актуально о образовании » Педагогическое обеспечение процесса формирования готовности студентов к межкультурной коммуникации » Образовательный потенциал учебной дисциплины «иностранный язык» в формировании готовности к межкультурной коммуникации

Страница 2

Рассмотрим вопрос обучения иностранному языку в трех аспектах: прагматическом или практическом, когнитивном и общеобразовательном.

Прагматический аспект обучения иностранному языку связан с формированием определенного комплекса знаний, навыков и умений, позволяющих успешно осуществлять иноязычное речевое общение. Практические задачи диктуются жизнью, т.е. определенными социальными отношениями в обществе, и затрагивают как область знаний иностранного языка, так и разные типы этих знаний. Отечественные ученые высоко оценивали практическую ценность иностранного языка. Они считали, что именно этот аспект отражает специфику иностранного языка как учебного предмета.

Современная трактовка практического владения иностранным языком связана прежде всего с возможностью реального выхода на иную культуру и ее представителей. Значимость прагматических аспектов изучения предмета возрастает вместе с потребностью в языке как в средстве общения, поэтому необходимо изучать потребности студентов в том или ином языке, а также находить выход в реальную коммуникацию и возможные реальные языковые контакты у себя в стране и за рубежом.

Именно в этих условиях иностранный язык может приобрести все возможные характеристики второго языка и процесс управляемого овладения языком в отрыве от страны изучаемого языка по основным параметрам приближается к условиям овладения языком в естественных условиях его бытования. Как мы уже отмечали, прагматический аспект цели обучения связан с формированием у студентов знаний, навыков и умений, владение которыми позволит ему приобщиться к социокультурным ценностям страны изучаемого языка в условиях межкультурной коммуникации. Рассмотрим понятие «комплекса знаний, навыков и умений», формирующих у студентов основные черты языковой личности. Итак, это - знание словарных единиц и навыки оперирования правилами, посредством которых эти единицы преобразуются в осмысленные высказывания; умение использовать языковые средства адекватно социальному статусу партнера по общению; умение понимать высказывания в значимых смысловых блоках и передавать информацию в связных, логичных, аргументированных высказываниях; умение анализировать и оценивать ситуации общения, пользоваться собственным речевым опытом (вербальными и невербальными элементами) для компенсации имеющихся пробелов в знании иностранного языка; знание социокультурной специфики страны изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой; умение использовать знания иностранного языка в удовлетворении своих познавательных интересов, в том числе в самосовершенствовании владением иностранного языка.

Когнитивный аспект целей обучения иностранному языку связан, прежде всего, с формированием у студентов языковых/речевых способностей, психических процессов, которые лежат в основе успешного овладения иноязычной коммуникативной деятельностью. Как утверждают психологи, способности человека в коммуникативной деятельности - понятие динамичное. Это значит, что любая способность существует только в движении, в развитии, и развитие это осуществляется в процессе той или иной практической и теоретической деятельности.

Уточняя компоненты способностей к той или иной деятельности, исследователи исходят из того положения, что способности представляют собой совокупности психических свойств, имеющих сложную структуру. Языковые/речевые способности студента представляют собой индивидуально - психологические особенности личности, благоприятствующие овладению знаниями, навыками и умениями в области иностранного языка и их использованию в практической речевой деятельности.

В теории обучения иностранным языкам экспериментально доказано, что общими компонентами способностей к языку являются хорошо развитая механическая память, высокий уровень развития мышления, степень развития речевых умений, выработанных на материале родного языка. В процессе выполнения определенного вида речевой деятельности необходимым является наличие устойчивого внимания.

Когнитивный аспект цели обучения иностранному языку связан с формированием у студентов широкого представления о достижениях национальных культур (собственной и иноязычной) в развитии общечеловеческой культуры и о роли родного языка и культуры в зеркале чужой культуры.

Становление языкового сознания опирается на общую базу первичного опыта человека, На базе данного опыта формируется когнитивное ядро блока мыслительных схем индивидуальной когнитивной системы, которое представляет собой постоянно развивающуюся систему знаний и верований индивида. Над блоком мыслительных схем надстраивается уровень когнитивных (ментальных) моделей. Основой языкового сознания являются ассоциативные семантические сети, которые по природе своей являются не лингвистическими, а познавательными.[38; 77].

Познание иной культуры осуществляется в процессе восприятия чужой национально-специфической «картины мира», ее интерпретации с помощью образов своего национального сознания. Специфические фрагменты незнакомой культуры могут восприниматься как странные, чуждые, непривычные и могут вызвать социокультурную отчужденность или наивное восхищение всем иностранным. Обучение иностранному языку призвано редуцировать подобные, негативные стороны межкультурного общения. Приобщаясь к иностранному языку, студенты должны познать: мировую культуру, национальные культуры и социальные субкультуры народов стран изучаемого языка и их отражение в образе и стиле жизни людей; духовное наследие стран и народов, их историко-культурную память; способы достижения межкультурного взаимопонимания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Школьная форма за рубежом
Школьная форма в других странах отличается от той, которая существовала в российских школах: в одних она более консервативна, в других — очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Форма для них — эталон подростковой моды. Даже вне стен ...

Цели, содержание и технология обучения диалогической речи
Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях. Для реализации цели необходимо у учащихся развивать навыки диалогической речи, так как в программных требованиях записано, что учащие ...

Сущность профессиональной деятельности социального педагога и ее особенности
В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный пе ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru