Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения

Страница 1

Одним из главных условий формирования правильной, четкой и внятной речи является развитие её звукопроизносительной стороны.

Начиная с первого периода обучения, учитывая большие трудности произносительного характера, логопед индивидуально или с маленькими подгруппами (2-3 человека) работал над выработкой точных координированных движений речедвигательного аппарата, уточнением правильного произношения имеющихся звуков, благодаря которому улучшалось воспроизведение структуры слова, подготавливалась основа для развития понимания речи, грамматической системы словообразования и словоизменения, а также для формирования связной речи.

Индивидуальные занятия длились 7-10 минут с каждым ребенком.На индивидуальных занятиях логопед формировал правильное произношение звуков, развивал фонематический слух и восприятие, закреплял навыки произношения слов различной звуко-слоговой структуры, работал над усвоением детьми элементарных навыков звукового анализа и синтеза, учил употреблять в речи лексические и грамматические формы языка, развивал психомоторные функции.

При устранении недостатков в произношении того или иного звука логопед придерживался строгой последовательности этапов логопедической работы:

- развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

- артикуляционная гимнастика;

- постановка звука;

- автоматизация звука;

- дифференциация формируемого звука и смешиваемого звука в произношении;

- введение звука в связную речь.

С начала работы над постановкой звука логопед подготавливал артикуляционный аппарат детей к правильному произношению. Для этого он проводил артикуляционную гимнастику, включающую в себя систему общих артикуляционных упражнений. Эти упражнения подготовили артикуляционный аппарат детей к проведению специальных упражнений для постановки звуков.

Логопед следил за качеством выполнения всех упражнений и отмечал: точность и правильность движения органов артикуляционного аппарата, плавность, достаточный ли объем движений, темп выполнения, умение удерживать нужную артикуляционную позицию определенное время, переключаемость движений.

При проведении артикуляционной гимнастики многие артикуляционные позиции у дошкольников появлялись не сразу или не получались, поэтому на каждом занятии логопед повторял нужный комплекс упражнений.

Приведем пример постановки звука «Л», который нарушен у троих детей (Вова, Дима, Рома).

Работа по постановке данного звука проводилась индивидуально с каждым ребенком и начиналась с разучивания им общих упражнений артикуляционной гимнастики. Затем логопед переходил к специальным упражнениям, которые указаны в комплексе №3. С их помощью логопед вырабатывал у ребенка умение делать язык широким и расслабленным («Наказать непослушный язычок», «Сделать язык широким», «Вкусное варенье»).

Базовым упражнением артикуляционной гимнастики является упражнение «Самолет летит» ( л-л-л). Дошкольник, по показу логопеда, делал вдох, а на выдохе, прикусывая кончик широкого языка, произносил « л-л-л». Упражнение через паузы повторялось 5-6 раз.

Вове и Роме логопед звук «Л» поставил по подражанию. Он показывал им, как выполняется определенное упражнение, а затем дети самостоятельно повторяли его перед зеркалом. У Димы постановка звука проходила с механической помощью. Логопед в постановке использовал зонд №4 (для постановки звука «Л»). После того, как логопед поставил звук детям, с целью экономии времени, он объединил их в подгруппу. Автоматизацию звука «Л» логопед проводил в подгруппе и начинал с произнесения обратных слогов с данным звуком. Дети слушали внимательно произносимые слоги, четко повторяли их, удерживая нужную артикуляцию:

ал-ал-ал ул-ул-ул

ол-ол-ол ил-ил-ил

ыл-ыл-ыл эл-эл-эл

дошкольники проговаривали данные слоги медленно и утрированно. После достижения правильного произношения звуков в обратных слогах, дети произносили слова, где поставленный звук стоял в конце слова( мал, зал, пол, гол, мел, мыл, ныл) и предложения (Папа купил Маше пенал. Дятел сел на дуб. Петя мыл пол).

Только после того, как дети научились правильно произносить звук «Л» в конце слов и предложениях, содержащих эти слова, логопед перешел к автоматизации данного звука в прямых слогах (ла, ло, лу, лы, лэ); слогах со стечением согласных (пла, плы, клу, сло, слы, флу) и словах, где закрепляемый звук стоял в начале и середине слова (лампа, лодка, калоши, голубь, половник).

На данном этапе работы логопед применял разнообразные игровые приемы в сочетании с наглядным материалом, в котором на конкретный звук подобраны различные картинки. Дети называли картинки, проговаривали четко слова, составляли с данной картинкой предложения [37].

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Проблемы управления образовательной системой в контексте трансформации образования в России
Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия в принятии решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная. Централизованная модель управления системой обра ...

Оценка качества работы учителя
Существуют три основные сферы: урочная деятельность; внеурочная деятельность; персональная результативность учебно-воспитательного процесса (УВП). Оценка деятельности по всем направлениям производится по балльным шкалам, которые выявляют уровни педагогической деятельности учителя (критический, дост ...

Компетентностный подход к обучению как средство формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru