Формирующий этап эксперимента осуществлялся нами в период с октября 2009 года по апрель 2010года.
Цель формирующего этапа эксперимента – сформировать образно-выразительные средства речи у дошкольников с ОНР (III уровень).
Составляя систему логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень) мы опирались на труды М.М. Алексеевой, А.М. Бродич, Л.Г. Соловьевой, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной по методике развития речи детей, использовали работу Ю.Г. Илларионовой по формированию у детей способности составлять и отгадывать загадки, а также методические разработки и рекомендации Л.А. Горбушиной и А.П. Николаичевой по проблеме выразительного чтения и рассказывания детям дошкольного возраста. В своей работе мы постарались учесть основные особенности развития и принципы коррекции, адаптируя опыт работы ученых под особенности развития связного монологического высказывания и систему коррекционной логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень).
Формирующее обучение проходило в несколько этапов. Опишем их в виде таблицы 6.
Таблица 6
Этапы и содержание логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень)
Этапы |
Цели и задачи этапа |
Методы и приемы |
I этап |
1. Развивать умение слушать сказки, рассказы, стихотворения, развивать элементарное представление о жанрах. 2. Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, 3. Обращать внимание детей на образный язык сказок, стихотворений, привлекая внимание детей к повторению запомнившихся слов и выражений, 4. Учить детей улавливать интонацию, мелодику ритм языка произведений. |
· Рассказывание детям русских народных сказок, с элементами моделирования. · Продолжать знакомить детей с потешками, учить отгадывать описательные загадки. · Упражнять в ритмичном и выразительном произношении текста в народных играх. · Знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм – таких как: потешки, заклички, считалки, поговорки. |
II этап |
1. Ознакомление детей с художественной литературой, фиксируя внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). 2. Учить отвечать на вопросы по художественной форме. 3. Чтение стихотворений с выделением музыкальности, напевности, подчеркивания образных выражений, развивать способности замечать красоту русского языка. |
· Чтение стихотворений. · Вопросы по содержанию. · Пересказ стихотворения детьми. · Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, формировать представление о жанре загадки. · Объяснить значение скороговорок. · Объяснить назначение и особенности колыбельной. · Чтение рассказов. |
III этап |
1. Учить детей замечать выразительные средства при восприятии содержания литературных произведений. 2. Осмысление и осознание детьми некоторых особенностей художественных форм. 3. Учить детей различать специфические особенности каждого жанра |
· Знакомить детей с таким жанрами как: рассказ, сказка, басня. · Заучивание стихотворений. · Составление рассказов по посовицам. |
IV этап |
1. Воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ. 2.развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность, поэтичность речи), интонационную выразительность речи. 3. воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. 4. проводить анализ литературных произведений всех жанров, вырабатывать понимание их специфических особенностей, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен, и произведений малых фольклорных форм. |
· Ознакомление с пословицами и поговорками. · Толкование значений фразеологизмов. · Подбор эмоциональной лексики к описанию явлений. · Литературные викторины |
Подробно о педагогике:
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о
сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой, Ф.И. Бл ...
Цель, задачи и организация исследования
психический задержка отклонение интеллектуальный Целью исследования является изучение особенностей ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития. Задачи исследования: 1. изучение анамнестических данных, 2. подбор диагностических методик, 3. проведение экспериментального ис ...
Методы и приемы обучения танцевально-ритмическим движениям
В методике обучения дошкольников ритмическим движениям и пению много общего. Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя ...