В предыдущих параграфах мы выявили сущность умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. Определили особенности формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей, что поможет нам в разработке критериально-оценочного аппарата исследования.
Таблица 1. Критерии, показатели и средства измерения умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
Критерии |
Показатели |
Средства измерения |
когнетивный |
1)Знание правил общения |
Наблюдение |
2)Наличие представлений о способах бесконфликтного общения |
Метод незаконченного предложения | |
Нравственно-ценностный |
1)доброжелательное отношение к окружающим |
наблюдение |
2)Сформированость ценностных ориентаций (эмпатии, взаимопомощь) |
Метод незаконченного предложения | |
Деятельностный |
Выполнение правил общения |
Наблюдение |
Умение самостоятельно разрешать проблемные ситуации |
Наблюдение |
Таблица 2. Уровни сформированности умения решать проблемы во взаимоотношениях людей
Критерии |
Показатели |
Уровни | ||
Высокий |
Средний |
низкий | ||
когнетивный |
1)Знание правил общения |
Имеют осознанное представление о правилах общения |
Знают некоторые правила общения |
Не имеют представления о правилах общения |
2)Наличие представлений о способах бесконфликтного общения |
Имеют осознанное представление о способах бесконфликтного общения |
Знают некоторые способы бесконфликтного общения |
Не имеют представления о способах бесконфликтного общения | |
Нравственно-ценностный |
1)доброжелательное отношение к окружающим |
Доброжелательно относятся ко всем окружающим людям |
Доброжелательно относятся только к знакомым людям |
Относятся агрессивно ко всем людям |
2)Сформированость ценностных ориентаций (эмпатии, взаимопомощь) |
Доброжелательность в общении, моральное предпочтение |
Доброжелательность |
Индивидуальная позиция, агрессивность в общении | |
Деятельностный |
Выполнение правил общения |
Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила общения |
Соблюдает правила при условии контроля со стороны взрослых |
И при наличии контроля со стороны взрослых нарушает правила общения |
Умение самостоятельно разрешать проблемные ситуации |
решает проблемные ситуации без помощи взрослых |
Решает проблемные ситуации при небольшой помощи взрослых |
Не может самостоятельно решить проблемную ситуацию. |
Подробно о педагогике:
Методика обследования
Для постановки правильного диагноза и выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка, а в дальнейшем определения направлений коррекционной работы, необходимо провести полное обследование речи и невербальных процессов дошкольников. Для изучения речи детей была выбрана методика обследования, п ...
Особенности влияния стилей семейного воспитания на успешную социализацию
младшего школьника
семейное воспитание социализация школьник Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских ...
Практическое усвоение конструкций сложных предложений
После усвоения детьми предшествующего материала и многократного закрепления его, логопед приступил к обучению детей применять грамматические конструкции в сложных предложениях. Первоначально логопед отрабатывал с детьми структуру сложносочиненного предложения, используя соединительный союз «и» (На ...