Идеи педагогики сотрудничества

В советской педагогике всегда были ученые и практики, которые пытались решать актуальные проблемы педагогического процесса, изобретая при этом новые оригинальные методы и формы образования. Например, проблема несоответствия принципов образования цели возникла не сегодня и имеет свою историю. Первым, кто предложил весьма эффективные решения этой проблемы применительно к воспитательной работе был А.С. Макаренко. Он разработал закономерности воспитания личности в коллективе. Следует учитывать, что педагогическая деятельность А.С.Макаренко осуществлялась в годы тоталитарного режима и соответственно цель образования в те годы была иной - коммунистическая личность. Но созданные и экспериментально проверенные Макаренко закономерности научны и имеют серьезное значение и сегодня. Работы Макаренко внесли серьезный вклад в развитие принципов дидактики и прежде всего в принципы воспитания. Однако “священная корова” дидактики - принцип целенаправленности так и не был изменен в лучшую сторону - нравственной личности. Вместо нее - коммунистическая личность. Вместе с тем, Макаренко разработал практические технологии воспитания и самовоспитания личности в коллективе, заложив основы нового направления в педагогической деятельности - сотрудничества педагога и воспитанников.

В пятидесятые, начале шестидесятых годов прошлого века, выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский публикует свои интереснейшие работы, которые позволили изменить содержание принципов образования и, прежде всего, принципов обучения. Стержень дидактических работ Сухомлинского - это создание программ развития основных учебных умений у учащихся и реализация их на уроках по всем предметам. Сухомлинский разработал методические основы сотрудничества на уроках. Наряду с этим, он основательно переработал принципы, структуру и содержание воспитательной работы в школе, что позволило объединить учебную и воспитательную работу в единое целое, чего не было до него. Таким образом, идеи нового направления в педагогике - сотрудничества получили свое дальнейшее развитие.

18 октября 1986 года в московской "Учительской газете" были опубликованы материалы под общим названием “Педагогика сотрудничества”. Авторы материалов - учителя и ученые: В.Ф.Шаталов, Н.П.Гузик, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенкова, И.П.Волков, Б.П.Никитин и другие.

Гуманистическая сущность этих материалов заключается в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для обучения и воспитания в соответствии с его желаниями и возможностями. Выполнение этих условий позволяет организовать сотрудничество между учителем и учеником и максимально обеспечить самостоятельность учащихся в учебной деятельности. Авторы материалов, обозначили эти условия как идеи, на основе которых возможно максимально результативное развитие и воспитание личностных качеств учащихся. Что это за идеи?

Основные идеи педагогики сотрудничества следующие:

1) требовательные и уважительные отношения с учениками;

2) исключение принуждения в обучении и воспитании, за счет дифференциации учебного материала и обеспечения свободного выбора учащимися уровня сложности заданий;

3) конкретная целенаправленность обучения;

4) развитие памяти учащихся с помощью опорных конспектов и сигналов, специальных упражнений;

5) изучение учебного материала крупными блоками с использованием активных форм и методов;

6) опережение в обучении, за счет использования заданий на развитие взаимосвязей;

7) комплексная оценка учебной деятельности, возможность изменить любую оценку;

8) обучение детей самоанализу и самооценке своей деятельности;

9) систематическое развитие интеллекта учащихся с помощью современных методов интеллектуальной деятельности;

10) организация деятельности учащихся на уроке должна осуществляться в форме, соответствующей содержанию. Приоритет активным формам обучения;

11) коллективное творческое воспитание;

12) творческое самоуправление;

13) сотрудничество учителей и родителей;

14) личностный подход;

15) творческий производительный труд.

Подробно о педагогике:

Особенности формирования нравственной культуры личности младших школьников на современном этапе
Исходя из вышеизложенного материала о сущности понятия «нравственная культура», можно отметить, что оно имеет очень широкий спектр толкования. Но само понятие оставляет за собой некоторую терминологическую неопределенность в системе этического и культурологического знания. Так же и разнообразны мне ...

История появления профессии «социальный педагог» в России
Появление профессии социальный педагог в России имеет свою историю. В 1989 г. Государственный комитет СССР по народному образованию создал при Академии педагогических наук СССР Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа-микрорайон» под руководством кандидата педагогических наук В.Г. ...

Теоретические основы проблемного обучения в начальной школе
Технология проблемного обучения не нова, она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в ко ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru