Компетентностный подход к обучению младших школьников умению решать проблемы во взаимоотношениях людей

Актуально о образовании » Компетентностный подход к обучению младших школьников умению решать проблемы во взаимоотношениях людей

В последнее время перед педагогами и психологами, работающими с детьми младшего школьного возраста, особенно остро стоит проблема формирования взаимоотношений детей.

Групповые формы обучения в современной школе с одной стороны, личностно ориентированное образование с другой, предъявляют повышенные требования к умению ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстником в процессе обучения.

Социальное пространство отношений как системы избирательных субъективных связей образуется в детском возрасте и начинается с диады «ребенок-взрослый», значительно позднее появляется возможность для отношений в диаде «ребенок-ребенок». В рефлексивный период своего развития ребенок становится активным субъектом процесса взаимодействия, отстаивающим свое право быть личностью для взрослых и сверстников. Весь спектр отношений человека и человеческих отношений представлен в психологии детства, с той лишь поправкой, что для ребенка его отношения к окружающей действительности, к людям (взрослым и сверстникам) и к себе самому в высшей степени пронизаны эмоциями (нравится / не нравится; приятно / неприятно); субъективными пристрастными оценками (хорошо / плохо; доброе / злое) и личностными смыслами (полезно / вредно; интересно / скучно – для меня).

Многочисленные психологические исследования (Л.И.Божович, В.С.Мухиной, В.В.Абраменковой, И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, А.Н. Реана и др.) показывают, насколько важны взаимоотношения детей в коллективе для комфортного самочувствия в нем каждого ребенка. Однако в младшем школьном возрасте дети еще не всегда умеют выстраивать взаимоотношения, в связи с чем не умеют решать проблемы, возникшие в них. Отсюда актуальность рассмотрения проблемы: поиска новых средств формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. Таким средством, по-нашему мнению, может стать компетентностный подход в образовании.

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющейся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Компетентностный подход в образовании предполагает формирование таких знаний и опыта взаимодействий младших школьников, которые позволили им решать возникшие в них проблемы.

Цель работы: научно обосновать использование компетентностного подхода к обучению как средства формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей.

Объект исследования: формирование у младших школьников умений решать проблемы взаимодействия с другими людьми.

Предмет исследования: компетентностный подход как средство развития умения решать проблемы взаимодействия у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую сущность и определить структуру умения у младших школьников решать проблемы во взаимоотношениях людей.

2. Выявить особенности процесса формирования у учащихся начальных классов умения решать проблемы во взаимодействии людей.

3. Определить средства диагностики уровня сформированности у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей.

4. Проанализировать влияние компетентностного подхода в образовании на развитие умений решать проблемы взаимодействия младшими школьниками.

Методы исследования:

1 анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования,

2 анализ практики работы педагогов по развитию взаимодействия детей младшего школьного возраста.

Подробно о педагогике:

Динамика повышения эффективности учебного процесса при использовании рейтингового контроля
Третий этап эксперимента – контрольный. Цель: определить повысилась ли эффективность процесса обучения по предмету «Черчение» при реализации рейтингового контроля. Для этого мы провели сравнение критериев эффективности учебного процесса выявленных в главе 2.1. и главе 2.2. (Таблица 14) Таблица 14 - ...

Школьное краеведение: новые реалии
У учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев – по истории ближнего и дальнего зарубежья. Это отвечает требованиям государственного стандарта ш ...

Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема
Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости, выявление структуры успеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru