Педагогические концепции и педагогические технологии

Актуально о образовании » Формирование интереса к обучению у младших школьников » Педагогические концепции и педагогические технологии

Страница 1

В заключение несколько слов необходимо сказать о системе начального образования. Какие возможности есть у педагога, чтобы в рамках государственной программы, на базе обычной общеобразовательной школы научить ребенка искусству учиться?

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые часто называются также дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Можно выделить три дидактические концепции: традиционную, педоцентрическую и современную систему дидактики.

Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт. Дидактику Гербарта характеризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентация, правила, предписания. Структура обучения традиционно состоит из четырех ступеней: изложение, понимание, обобщение, применение. Логика процесса обучения состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний. Гербарт стремился организовать и систематизировать деятельность учителя, что было важно для дидактики.

Традиционные технологии обучения используют два метода.

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (учитель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) — это осуществляется как рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т. п. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание, в результате чего формируются «знания-знакомства»).

2 Репродуктивный метод (учитель составляет задание на воспроизведение знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т. д., в результате формируются «знания-копии».

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный – методы традиционного обучения, основная сущность которого сводится к процессу передачи готовых известных знаний студентам.

Недостатки традиционного обучения многочисленны, например:

1) усредненный общий темп изучения материала;

2) единый усредненный объем знаний, усваиваемых учениками;

3) большой удельный вес знаний, получаемых учениками в готовом виде через учителя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате дети «разучиваются думать»;

4) почти полное незнание учителем, усваиваются ли учениками сообщаемые знания;

5) преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания;

6) затрудненность самостоятельной работы детей с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала;

7) преобладание нагрузки на память учеников, так как надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит, но в будущей деятельности эти методы заучивания и точного по памяти воспроизведения информации не требуются, не применяются.

Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения и которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности. К началу XX века эта система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Изучение влияния использования упражнений в рамках коммуникативного метода на развитие умений письменной речи учащихся
Так как экспериментальное обучение в нашей работе осуществляется в двух классах, то основной упор на развитие умений письменной речи учащихся будет происходить в экспериментальной группе - 7 "АШ" класс. Соответственно, 8 "АШ" класс - контрольная группа. В экспериментальной групп ...

Рекомендации на основании проведенного исследования
Уровень долговременной и кратковременной памяти у всех участников находятся в пределах «ниже нормы», что непосредственно влияет на процесс усваеваемости школьной программы. Рекомендовано педагогам и родителям продолжить занятия со специалистами по дальнейшему развитию психических познавательных про ...

Виды игрушек
Игрушки так же разнообразны, как и детские игры, поэтому существуют различные классификации игрушек: по тематике и видам игр (Е.А. Аркин, Е.А. Флерина), по оборудованию игрового процесса и степени их готовности (А.С. Макаренко). Классифицируются игрушки и по возрастам детей, педагогическим принципа ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru