Классно-урочная система не устраивала директора школы многим. В частности, пассивностью учеников, которые в лучшем случае внимательно слушают учителя и запоминают, не обязательно понимая, что он говорит. Заглатывание информации не побуждает развивать понимание, рефлексию, мышление. Формирование мышления декларируется школьными программами, об этом написано с три короба, но как его развивать в традиционной практике, ни один методист показать не может. А хотелось, чтобы ребята умели слышать и понимать друг друга, налаживать коммуникацию, отстаивая свою точку зрения, выкладывать содержательные основания, рефлектировать свою деятельность, без чего нельзя правильно мыслить.
Классно-урочная система предполагает преподавание изолированных, «отраслевых» наук, или учебных предметов. Такое обучение, по большому счету, формирует разорванное сознание. Подлинное знание, которым человек может пользоваться как инструментом в своей деятельности, обретается после того, когда ученик воспроизведет, «проживет» ситуацию открытия, скажем, физического закона или химической формулы.
Коллектив педагогов разработал свой подход к организации учебных занятий. Проводимые образовательные сессии не похожи одна на другую, но в любой из них учитель не работает в жанре монолога и не вызывает учеников по одному для проверки домашнего задания. Темы сессий - а учителя рассматривают их как зачетные по разным предметам - определяются до начала учебного года и закладываются в годовой план для решения либо междисциплинарных задач, либо для выработки определенных навыков: умения понять сложный текст, сделать доклад, дискутировать и так далее.
Традиционные уроки сохранились, но они занимают свое место в более сложной структуре. Поскольку школа обязана выполнять федеральную базовую программу, весь школьный курс делится на две части: в одной - на уроках, хотя тоже не совсем традиционных, - реализуется базовую программу, а оставшееся время отводится на специальные курсы по выбору. При этом педагоги пользуются разными методами, например, «погружением» в какой-либо один учебный предмет, уделяя только ему два-три дня по шесть часов ежедневно; класс при этом делится на две-три группы.
Еще одна форма - детско-взрослые академии, которые проводятся вне учебного года, как правило, летом и с выездом на неделю за пределы Москвы. Каждая академия предполагает освоение какого-либо культурного образца - классическую или современную пьесу, вошедший в золотой фонд киноискусства фильм, или даже удачная телевизионная передача.
В школе работают не только исследовательские, конструкторские, проектные, но и «рукодельные» мастерские: керамическая, по обработке дерева, переплетная мастерская в младшей школе. Каждая из них, как и любой проект, «надстраивается» над традиционным учебным процессом, причем может объединять школьников разных возрастов. Кстати сказать, проводить образовательные сессии, академии, организовывать мастерские и выезжать на экскурсии учителям помогает активно действующий попечительский совет школы.
В школе функционируют два театра: «взрослый» в основной школе и кукольный в младшей. Причем уроки театра, которые ведут профессиональные педагоги, обязательны для ребят с первого по седьмой классы. Это создает особую социокультурную ауру, оказывающую буквально на всех облагораживающее влияние. Одновременно, начиная с шестого класса, с ребятами начинают работать, используя принципы педагогики «по Щедровицкому», направленной на «выращивание» разных интеллектуальных функций, без которых невозможно ответить на вызовы XXI века.
Подробно о педагогике:
Роль наглядных пособий при формировании лексических
навыков у учащихся 3-х классов
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае языка – позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. С помощью предметных картинок и тематических картин ...
Особенности
использования проблемного обучения в начальной школе
В основе технологии проблемного обучения лежит метод проблемного изложения материала. Проблемный метод - это метод создания проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отд ...
Тревожность как негативный фактор успеваемости обучения младшего школьника
Анализ публикаций позволил нам выделить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности: личность с высоким уровнем тревожности воспринимает мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени. Чем личность с низким уровнем тревожности. А.М. Прихожан счита ...