Педагогические концепции и педагогические технологии

Актуально о образовании » Формирование интереса к обучению у младших школьников » Педагогические концепции и педагогические технологии

Страница 3

Классно-урочная система не устраивала директора школы многим. В частности, пассивностью учеников, которые в лучшем случае внимательно слушают учителя и запоминают, не обязательно понимая, что он говорит. Заглатывание информации не побуждает развивать понимание, рефлексию, мышление. Формирование мышления декларируется школьными программами, об этом написано с три короба, но как его развивать в традиционной практике, ни один методист показать не может. А хотелось, чтобы ребята умели слышать и понимать друг друга, налаживать коммуникацию, отстаивая свою точку зрения, выкладывать содержательные основания, рефлектировать свою деятельность, без чего нельзя правильно мыслить.

Классно-урочная система предполагает преподавание изолированных, «отраслевых» наук, или учебных предметов. Такое обучение, по большому счету, формирует разорванное сознание. Подлинное знание, которым человек может пользоваться как инструментом в своей деятельности, обретается после того, когда ученик воспроизведет, «проживет» ситуацию открытия, скажем, физического закона или химической формулы.

Коллектив педагогов разработал свой подход к организации учебных занятий. Проводимые образовательные сессии не похожи одна на другую, но в любой из них учитель не работает в жанре монолога и не вызывает учеников по одному для проверки домашнего задания. Темы сессий - а учителя рассматривают их как зачетные по разным предметам - определяются до начала учебного года и закладываются в годовой план для решения либо междисциплинарных задач, либо для выработки определенных навыков: умения понять сложный текст, сделать доклад, дискутировать и так далее.

Традиционные уроки сохранились, но они занимают свое место в более сложной структуре. Поскольку школа обязана выполнять федеральную базовую программу, весь школьный курс делится на две части: в одной - на уроках, хотя тоже не совсем традиционных, - реализуется базовую программу, а оставшееся время отводится на специальные курсы по выбору. При этом педагоги пользуются разными методами, например, «погружением» в какой-либо один учебный предмет, уделяя только ему два-три дня по шесть часов ежедневно; класс при этом делится на две-три группы.

Еще одна форма - детско-взрослые академии, которые проводятся вне учебного года, как правило, летом и с выездом на неделю за пределы Москвы. Каждая академия предполагает освоение какого-либо культурного образца - классическую или современную пьесу, вошедший в золотой фонд киноискусства фильм, или даже удачная телевизионная передача.

В школе работают не только исследовательские, конструкторские, проектные, но и «рукодельные» мастерские: керамическая, по обработке дерева, переплетная мастерская в младшей школе. Каждая из них, как и любой проект, «надстраивается» над традиционным учебным процессом, причем может объединять школьников разных возрастов. Кстати сказать, проводить образовательные сессии, академии, организовывать мастерские и выезжать на экскурсии учителям помогает активно действующий попечительский совет школы.

В школе функционируют два театра: «взрослый» в основной школе и кукольный в младшей. Причем уроки театра, которые ведут профессиональные педагоги, обязательны для ребят с первого по седьмой классы. Это создает особую социокультурную ауру, оказывающую буквально на всех облагораживающее влияние. Одновременно, начиная с шестого класса, с ребятами начинают работать, используя принципы педагогики «по Щедровицкому», направленной на «выращивание» разных интеллектуальных функций, без которых невозможно ответить на вызовы XXI века.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Система дидактических принципов
Реализация технологии системно – деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учеб ...

Соединения железа
Соединения железа (II) Оксид железа (II) FeO – черное кристаллическое вещество, нерастворимое в воде. Оксид железа (II) получают восстановлением оксида железа(II,III) оксидом углерода (II): Fe3O4 + CO = 3FeO + CO2­. Оксид железа (II) – основной оксид, легко реагирует с кислотами, при этом образуютс ...

Роль наставника в воспитании учеников
Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Гербарт считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели. Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нра ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru