Роль наставника в воспитании учеников

Актуально о образовании » Педагогическая теория Иоганна Гербарта » Роль наставника в воспитании учеников

Страница 1

Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Гербарт считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели.

Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и приведения его к нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переходе желания в дело. Нравственно развивать характер - значит, предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности.

Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий.

Необходимо принять во внимание, что в основе своей системы И.Ф. Гербарт видел решение этических проблем, основываясь на нравственных идеях:

идея внутренней свободы, делающая человека цельным;

идея совершенствования, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая внутреннюю гармонию;

идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;

идея права (законности), применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль;

идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о

награде тому, кто оказывает услуги обществу, и наказании того, кто

нарушает его законы.

Нравственное воспитание заключается в том, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него, формировать волю и характер будущего члена общества.

Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина – это и условие, и результат воспитания.

Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию.

Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан призвать к порядку всякого ученика, который бы позволил себе критическое отношение к религии.

В отличии от обучения нравственное воспитание воздействует непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.

Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас зажечь другую».

К средствам нравственного воспитания в собственном смысле Гербарт относил следующее:

удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию). Надо устанавливать границы поведения для детей.

Определять воспитанника, т.е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».

Устанавливать четкие правила поведения.

Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».

«Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.

«Увещевать» воспитанника, указывать на его помехи, исправлять их.

В нравственном воспитании следует прибегать и к наказаниям, но воспитательное наказание в отличии от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.

Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считая, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение», а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил никакого другого мнения». Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера теории Гербарта.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Понятие школьной зрелости и готовности к школьному обучению
Когда ребенок достигает возраста 6-7 лет, многие родители начинают задавать себе вопросы, связанные с его поступлением в школу. Что делать, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был самым хорошим, лучшим учеником в классе? В связи с этими многочисленными вопросами в психологии ...

Результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
Эксперимент по организации проектной деятельности учащихся 10-11 классов в процессе изготовления одежды проводился с целью проверки эффективности данного метода обучения на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 16 г.Славянска-на-Кубани. В эксперименте принимали участие: д.п.н профессор Зареч ...

Декоративно-прикладное искусство в системе обучения школьников как процесс формирования художественно-творческих навыков
Невозможно представить наш быт без множества необходимых предметов: мебели, посуды, тканей, ваз для цветов, украшений и т.д. Те из них, которые, выполняя практические функции, одновременно обладают эстетическими качествами, относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства. Декоративно-пр ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru