Педагогические концепции и педагогические технологии

Актуально о образовании » Формирование интереса к обучению у младших школьников » Педагогические концепции и педагогические технологии

Страница 2

Среди новых подходов выделяют педоцентрическую концепцию, в которой главная роль отводится учению – деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система американского педагога Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейна, В. Лая. Название «педоцентрическая» концепция носит потому, что Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, а получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, то есть «обучение через делание».

Структура обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы и сути затруднения, выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Разнообразная деятельность детей – сочинения, рисунки, театр, практические работы («педагогика действия») – активизируют познавательную деятельность, развивают мышление, способности и умения. Однако абсолютизация такой дидактики, распространение ее на все предметы приводят к переоценке спонтанной деятельности детей, к утрате систематичности обучения, к случайному отбору материала, к большой трате времени, к снижению уровня обучения.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. Современную дидактическую концеп цию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества.

Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, активность и творческий поиск. Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности. Уроки сотрудничества, сотворчества – это длительный процесс перестройки мышления обучаемых от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал (путем поиска вместе с учителем и одноклассниками) – осмыслил – сказал – запомнил».

Именно отход от традиционных, привычных методов и форм обучения в большей степени гарантирует успех в формировании интереса к обучению у школьников, в частности, у самых маленьких учеников. Как яркое подтверждение этой теории существует опыт работы школы № 1811 и ее директора Александра Ароновича Рывкина.

В конце 80-х на территории микрорайона школы начал строиться молодежный жилищный комплекс «Измайлово». Молодые родители хотели, чтобы их дети учились в «новой школе», объявили конкурс. Коллектив педагогов его выиграл, предложив проект достаточно необычного для того времени социально-педагогического комплекса. Получив в свое распоряжение два дополнительных здания, педагоги открыли детский сад и «отселили» учеников первых четырех классов от основной школы. «Тогда же, - говорит Александр Аронович, - в поисках новых идей и единомышленников я вышел на движение «Эврика», затем попал на игры по проблемам образования, которые проводили Георгий Щедровицкий и его ученики-методологи, влюбился в эту уникальную форму организации коллективного мышления и деятельности. Я понял, что игровая форма поможет нам избавиться от классно-урочной системы и чистой предметности, и начал думать, как использовать ее в учебном процессе».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Разработка и реализация технологии, направленной на формирование умений к самостоятельной деятельности учащихся педагогического колледжа
Программа "Система формирования культуры самостоятельной деятельности учащихся педагогического колледжа". Поведение человека определяется потребностями и воздействием внешней среды обитания. Культура задает конкретные границы проявления природной активности, перехода от стихийности действ ...

Психологические теории мотивации
Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения. Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сам ...

Особенности проектирования коллекций разных типов
Второй этап разработки коллекции — воплощение замысла коллекции в конкретных моделях — проходит с учетом всех перечисленных выше особенностей потребителей. При этом, разумеется, существует специфика создания как коллекции высокой моды, перспективной коллекции, так и массовой промышленной коллекции. ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru