Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения.
Система, содержание и методика исторического краеведения соответствует общепедагогическим, дидактическим и предметно-методическим принципам и задачам, поставленным педагогической наукой перед обществоведческими предметами, внеклассной рабой и школьным краеведением.
Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся знаниями родного края, города, села с великой Родиной, с Россией, помогает улучшить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, деревни с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим домом, честью стать достойным наследником лучших традиций народного края.
В основе краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Для более оптимального использования ресурсов окружающей местности человеку необходимы были знания о них.
На самых древних стоянках встречаются сырье для орудий, принесенное за десятки километров от места обитания. Например, большая часть орудий на стоянках Олдувайской культуры в Африке сделана из принесенных камней.
Устойчивое использование одних и тех же источников сырья в течение сотен тысяч лет показывает, что человек уже тогда передавал «краеведческие» знания из поколения в поколение.
С появлением письменности эти знания стали фиксироваться более прочно. Таким образом, можно сделать вывод о том, что краеведение лежит в основе истории[1, С. 8].
Слово «история» в древнейших источниках не употреблялось. Попытки выяснить реальные причины тех или иных событий тогда не предпринимались, поскольку люди были уверены, что все определяется богами. Главная задача «краеведа» того времени состояла в угадывании воли богов.
На Руси краеведческие сведения фиксировались, прежде всего, в летописях. Наиболее древней из летописных сводов, дошедших до нас, - «Повесть временных лет». Изложение датированных событий начинается в ней с 860 года. В ней рассказывается о расселении славянских племен, дается описание быта и обычаев славян: « живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеющие кождо родом своим на своих местех» и т.п.[6, С. 79].
Конечно же, не все в летописях можно воспринимать на веру, особенно оценки тех или иных племен и народов. У летописцев были свои симпатии и антипатии. Хорошо зная все крупнейшие города, автор умело пользуется своими знаниями психологии правящих князей. Монголо-татарское иго привело к временному упадку летописания, но в XIV-XVII вв. начинается новый этап его развития. Любопытные краеведческие сведения содержатся в донесениях служилых людей, посылаемых государством в Сибирь и в другие отдаленные места. Первым историком - краеведом Сибири иногда называют Семена Ульяновича Ремезова (1642-1720 гг.), составителя карты Сибири – «Чертежные книги Сибири». Его труды использовали при написании своих трудов такие историки как Миллер, Ломоносов.
Историческому краеведению в XVII веке придается государственное значение. 13 февраля 1718 года Петр I публикует указ, который предписывает: «Также, если кто найдет в земле или в воде старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские; так же какие старые надписи на каменьях и прочее, что зело старо и необыкновенно – тако ж бы приносили, за что будет огромная дача»[5, С. 192]. Все это способствовало тому, что в XVIII веке историческое краеведение добивается значительных успехов, прежде всего в связи с организацией первых крупных академических экспедиций в различные края России с целью их детального изучения.
Подробно о педагогике:
Исследование исходного уровня сформированности умений
письменной речи учащихся
Экспериментальное обучение осуществлялось в 7 "АШ" и 8 "АШ" классах, на основе предлагаемых в УМК материалов, а также системы упражнений в рамках коммуникативного метода, подобранной нами с целью развития умений письменной речи учащихся. Исследовательская работа представляет соб ...
Концепция воспитательной системы С.Т.Шацкого
С.Т. Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Он утверждал, что нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности. Поэтому на всей деятельности Шацкого лежит печа ...
Классификация внеклассной работы по химии
Внеклассную работа по химии удобно подразделить на массовую, групповую и индивидуальную [11,12,13]. Все эти виды внеурочной работы различаются между собой не только количеством участников, но и имеют свои организационные формы, методы и содержание. Говоря об индивидуальной внеурочной работе, выделя ...