Практические рекомендации педагогам колледжа

Страница 1

Самостоятельная работа очень часто вызывала и вызывает у студентов, особенно первых курсов, трудности, связанные с переходом бывших школьников к новым формам обучения, главная из которых – необходимость самостоятельно организовать свою работу. Чтобы добиться систематической внеаудиторной работы первокурсников в адаптационный для них период, нужен более пристальный внешний контроль со стороны преподавателей за этой областью их учебной деятельности. Многие первокурсники испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умения четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации. Вот почему очень важно, чтобы преподаватели разрабатывали и внедряли методы рационализации и оптимизации самостоятельной работы студентов. Всякая самостоятельная работа должна начинаться с определенной установки, подготавливающей восприятие нужного материала. От этой установки будет зависеть, какие детали или объекты будут восприниматься студентами более ярко, а на какие они не будут обращать внимания. Основной метод формирования установки – это актуализация проблемы (т.е. устная или письменная инструкция преподавателя). В процессе самостоятельной работы студентам необходимо не только понять материал, но и запомнить его. Многие студенты, хорошо поняв материал и старательно подготовившись к зачету или экзамену, в решающий момент не могут воспроизвести усвоенное, потому что не владеют приемами запоминания и не ставят своей целью прочное запоминание. Здесь мы сталкиваемся с проблемой памяти , включающей в себя запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Как показывает практика, в процессе самостоятельной работы студенты чаще всего для запоминания используют прием повторения, что занимает очень много времени и не всегда дает ожидаемый результат. Чтобы сделать процесс запоминания более эффективным, нужно шире применять приемы смыслового структурирования информации. Например, при составлении конспекта по какому-либо источнику придется выделить опорные пункты, выписать заглавие, тезисы, основные имена и даты, что, безусловно, будет способствовать не только запоминанию, но воспроизведению информации. С восприятием и памятью тесно связан процесс мышления, выполняющий в учебном процессе функцию понимания и решения проблем и задач. Для решения возникшей проблемы необходимо прибегать к таким мыслительным операциям как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В результате анализа выделяются известные данные и определяется неизвестное, т.е. то, что требуется найти, возникает определенная задача. Эта задача решается с помощью имеющихся средств или других мыслительных операций. При решении задач выдвигается и проверяется гипотеза. Важной стороной мышления в процессе самостоятельной работы является рефлексия, направленная на осмысление своей деятельности. Студенту, работающему самостоятельно, необходимо владеть приемами управления своей деятельностью, приемами самоконтроля и саморегуляции. Для мыслительной деятельности человека важна ее связь с языком и речью . Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Уровень владения речью оказывает большое влияние на познавательную деятельность студентов, в том числе и на их самостоятельную работу. Без достаточно высокого уровня владения речью невозможна успешная учебная деятельность. Учитывая особенности различных психических процессов, преподаватель должен использовать при организации самостоятельной работы студентов соответствующие методы и приемы.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
одаренный ребенок воспитание педагогический Развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования, в связи с этим актуальной является проблема выявления возможностей ребенка или его одаренности. Анализ проблемы одаренности во многом будет предопределяться те ...

Принципы организации высшего образования по специальности "Машиностроение"
История развития кафедры «Автоматизированное машиностроение» начинается с 1958 года, то есть сразу после появления нашего вуза на Калининградской земле. За годы своего существования кафедра в своем развитии прошла ряд этапов. Первоначально по решению министерства высшего образования СССР, кафедра и ...

Анализ опыта работы БОУ "СОШ №162"
Исследование проводилось в марте 2013 года с использованием следующих методов: беседа, анкетирование классного руководителя, диагностика уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий 4 класса (22 человека) по диагностике "Что любит мишка?". Цель анкетирования: установить ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru