Практические рекомендации педагогам колледжа

Страница 1

Самостоятельная работа очень часто вызывала и вызывает у студентов, особенно первых курсов, трудности, связанные с переходом бывших школьников к новым формам обучения, главная из которых – необходимость самостоятельно организовать свою работу. Чтобы добиться систематической внеаудиторной работы первокурсников в адаптационный для них период, нужен более пристальный внешний контроль со стороны преподавателей за этой областью их учебной деятельности. Многие первокурсники испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умения четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации. Вот почему очень важно, чтобы преподаватели разрабатывали и внедряли методы рационализации и оптимизации самостоятельной работы студентов. Всякая самостоятельная работа должна начинаться с определенной установки, подготавливающей восприятие нужного материала. От этой установки будет зависеть, какие детали или объекты будут восприниматься студентами более ярко, а на какие они не будут обращать внимания. Основной метод формирования установки – это актуализация проблемы (т.е. устная или письменная инструкция преподавателя). В процессе самостоятельной работы студентам необходимо не только понять материал, но и запомнить его. Многие студенты, хорошо поняв материал и старательно подготовившись к зачету или экзамену, в решающий момент не могут воспроизвести усвоенное, потому что не владеют приемами запоминания и не ставят своей целью прочное запоминание. Здесь мы сталкиваемся с проблемой памяти , включающей в себя запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Как показывает практика, в процессе самостоятельной работы студенты чаще всего для запоминания используют прием повторения, что занимает очень много времени и не всегда дает ожидаемый результат. Чтобы сделать процесс запоминания более эффективным, нужно шире применять приемы смыслового структурирования информации. Например, при составлении конспекта по какому-либо источнику придется выделить опорные пункты, выписать заглавие, тезисы, основные имена и даты, что, безусловно, будет способствовать не только запоминанию, но воспроизведению информации. С восприятием и памятью тесно связан процесс мышления, выполняющий в учебном процессе функцию понимания и решения проблем и задач. Для решения возникшей проблемы необходимо прибегать к таким мыслительным операциям как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В результате анализа выделяются известные данные и определяется неизвестное, т.е. то, что требуется найти, возникает определенная задача. Эта задача решается с помощью имеющихся средств или других мыслительных операций. При решении задач выдвигается и проверяется гипотеза. Важной стороной мышления в процессе самостоятельной работы является рефлексия, направленная на осмысление своей деятельности. Студенту, работающему самостоятельно, необходимо владеть приемами управления своей деятельностью, приемами самоконтроля и саморегуляции. Для мыслительной деятельности человека важна ее связь с языком и речью . Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Уровень владения речью оказывает большое влияние на познавательную деятельность студентов, в том числе и на их самостоятельную работу. Без достаточно высокого уровня владения речью невозможна успешная учебная деятельность. Учитывая особенности различных психических процессов, преподаватель должен использовать при организации самостоятельной работы студентов соответствующие методы и приемы.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Специфика развития математических способностей
Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют лог ...

Система методических коммуникативных упражнений для интенсивного обучения английскому языку в 7 классе общеобразовательной школы
Как известно содержание учебного предмета раскрывается с помощью рациональной организации языкового материала, точнее, с помощью отбора, выделения единиц и форм его организации и, помимо этого, посредством соотнесения единиц языкового материала с конкретными действиями о реализации речевого намерен ...

Содержание сотрудничества школы с родителями
Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru