Событие на уроке русского языка

В начальной шко­ле одним из событий на уроке может быть сочинение — упражнение в письменной речи, выполняемое совершенно самостоя­тельно. Оно должно быть коротким (2–3–5 предложений). От ребенка этого возраста мы вправе ожидать лишь искренний, эмоциональный отклик. Но, чтобы получить от учащихся этот искренний отклик, следует обеспечить им соответствующее впечатление, то есть тему письменного высказывания. «Темой» такого высказыва­ния может быть яркая, интересная, не извест­ная детям раньше картина (картинка), выра­зительная, необычная фотография; любопыт­ный предмет, своеобразный по форме, по окраске, по назначению, то есть чем-то об­ращающий на себя внимание, будящий вооб­ражение, стимулирующий мысль. Пусть по­началу такие сочинения будут состоять, до­пустим, всего из одного предложения. Важ­нее то, чтобы работа выполнялась мотивиро­ванно, с желанием. Ведь только такие упраж­нения действительно полезны.

Такая работа, предлагаемая всему классу, имеет целый ряд параметров, по которым ее можно считать необходимой и эффективной. Во-первых, для учителя, а часто и для роди­телей, такое маленькое самостоятельное суждение ребенка является средством «диа­гностики его души», зеркалом его отноше­ния к красоте, природе, человеку, оно отра­жает формирующиеся нравственные оценки и устремления ученика. Для находящегося ря­дом взрослого эти высказывания могут быть основанием корректировки воспитательных задач, а подчас и собственного поведения. Во-вторых, письменная индивидуальная ра­бота «высвечивает» и другие качества: языко­вую одаренность, чувство языка у одних, склонность и способность письменно «гово­рить» интереснее, чем устно, у других (при трудностях контакта, скованности в обще­нии), беспомощность третьих и тому подобное, что в це­лом определяет направления индивидуальной работы. В-третьих, для детей, которые обна­руживают желание работать со словом и ко­торые в какой-то мере уже ценят его красоту, такие упражнения — способ индивидуально­го роста, развития способностей.

Если говорить об орфографической рабо­те, то всем известно, как часто учитель пы­тается использовать для усвоения материала память учащихся. Однако память — «слайдо­тека» используется недостаточно, то есть нет планируемой опоры на зрительное восприя­тие, когда в памяти остался бы «слайд», кадр, картинка, касаясь или непроверяемого напи­сания, или парадигмы.

Здесь возможно, например, говорить о сла­бом воздействии на интеллект ребенка, что, как правило, в обучении не используется. Таким слабым воздействием может являться «нерабочая» таблица, «просто висящая» на стене; учитель не обращается к ней, она как бы не по теме, содержит ассоциирующийся, запоминающийся материал (группа слов: во­рона — ворота, воробей — соловей, сорока — сорок, хорошо — порошок); однако через не­которое время зрительное восприятие даст положительный результат — многие дети усвоят эти написания без специальных упражнений.

Подробно о педагогике:

Отражение детьми знаний и впечатлений о природе в творческой деятельности
Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Отмечая влияние искусства на эстетическое воспитание дошкольников, Н.К ...

Опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у младших школьников через дидактическую игру
Констатирующий эксперимент проводился в 2008/2009 учебном году на базе МОУ СОШ №18 г. Череповца, в нем участвовали ученики 1 «А» класса, в количестве 26 человек, обучающиеся по учебнику «Русская азбука» под редакцией В.Г. Горецкого. Следует отметить, что к концу 1 класса учащиеся должны знать: все ...

Правовое просвещение и правовое воспитание в профессиональной подготовке
Важнейшее место в процессе подготовки специалистов зависит от взаимосвязи образовательного и воспитательного факторов. Правонарушения молодых специалистов в практической деятельности связаны с субъективными факторами, обусловленными низким уровнем правового воспитания. Функция правового воспитания ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru