Событие на уроке русского языка

В начальной шко­ле одним из событий на уроке может быть сочинение — упражнение в письменной речи, выполняемое совершенно самостоя­тельно. Оно должно быть коротким (2–3–5 предложений). От ребенка этого возраста мы вправе ожидать лишь искренний, эмоциональный отклик. Но, чтобы получить от учащихся этот искренний отклик, следует обеспечить им соответствующее впечатление, то есть тему письменного высказывания. «Темой» такого высказыва­ния может быть яркая, интересная, не извест­ная детям раньше картина (картинка), выра­зительная, необычная фотография; любопыт­ный предмет, своеобразный по форме, по окраске, по назначению, то есть чем-то об­ращающий на себя внимание, будящий вооб­ражение, стимулирующий мысль. Пусть по­началу такие сочинения будут состоять, до­пустим, всего из одного предложения. Важ­нее то, чтобы работа выполнялась мотивиро­ванно, с желанием. Ведь только такие упраж­нения действительно полезны.

Такая работа, предлагаемая всему классу, имеет целый ряд параметров, по которым ее можно считать необходимой и эффективной. Во-первых, для учителя, а часто и для роди­телей, такое маленькое самостоятельное суждение ребенка является средством «диа­гностики его души», зеркалом его отноше­ния к красоте, природе, человеку, оно отра­жает формирующиеся нравственные оценки и устремления ученика. Для находящегося ря­дом взрослого эти высказывания могут быть основанием корректировки воспитательных задач, а подчас и собственного поведения. Во-вторых, письменная индивидуальная ра­бота «высвечивает» и другие качества: языко­вую одаренность, чувство языка у одних, склонность и способность письменно «гово­рить» интереснее, чем устно, у других (при трудностях контакта, скованности в обще­нии), беспомощность третьих и тому подобное, что в це­лом определяет направления индивидуальной работы. В-третьих, для детей, которые обна­руживают желание работать со словом и ко­торые в какой-то мере уже ценят его красоту, такие упражнения — способ индивидуально­го роста, развития способностей.

Если говорить об орфографической рабо­те, то всем известно, как часто учитель пы­тается использовать для усвоения материала память учащихся. Однако память — «слайдо­тека» используется недостаточно, то есть нет планируемой опоры на зрительное восприя­тие, когда в памяти остался бы «слайд», кадр, картинка, касаясь или непроверяемого напи­сания, или парадигмы.

Здесь возможно, например, говорить о сла­бом воздействии на интеллект ребенка, что, как правило, в обучении не используется. Таким слабым воздействием может являться «нерабочая» таблица, «просто висящая» на стене; учитель не обращается к ней, она как бы не по теме, содержит ассоциирующийся, запоминающийся материал (группа слов: во­рона — ворота, воробей — соловей, сорока — сорок, хорошо — порошок); однако через не­которое время зрительное восприятие даст положительный результат — многие дети усвоят эти написания без специальных упражнений.

Подробно о педагогике:

Причины нарушений звукопроизношения
Е.М. Мастюкова, в главе "Этиология нарушений речи" [9], считает, что под причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройс ...

Анализ официальных документов по внедрению профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [41] на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «систем ...

Понятие профессиональная компетентность педагога
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педаго ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru