В начальной школе одним из событий на уроке может быть сочинение — упражнение в письменной речи, выполняемое совершенно самостоятельно. Оно должно быть коротким (2–3–5 предложений). От ребенка этого возраста мы вправе ожидать лишь искренний, эмоциональный отклик. Но, чтобы получить от учащихся этот искренний отклик, следует обеспечить им соответствующее впечатление, то есть тему письменного высказывания. «Темой» такого высказывания может быть яркая, интересная, не известная детям раньше картина (картинка), выразительная, необычная фотография; любопытный предмет, своеобразный по форме, по окраске, по назначению, то есть чем-то обращающий на себя внимание, будящий воображение, стимулирующий мысль. Пусть поначалу такие сочинения будут состоять, допустим, всего из одного предложения. Важнее то, чтобы работа выполнялась мотивированно, с желанием. Ведь только такие упражнения действительно полезны.
Такая работа, предлагаемая всему классу, имеет целый ряд параметров, по которым ее можно считать необходимой и эффективной. Во-первых, для учителя, а часто и для родителей, такое маленькое самостоятельное суждение ребенка является средством «диагностики его души», зеркалом его отношения к красоте, природе, человеку, оно отражает формирующиеся нравственные оценки и устремления ученика. Для находящегося рядом взрослого эти высказывания могут быть основанием корректировки воспитательных задач, а подчас и собственного поведения. Во-вторых, письменная индивидуальная работа «высвечивает» и другие качества: языковую одаренность, чувство языка у одних, склонность и способность письменно «говорить» интереснее, чем устно, у других (при трудностях контакта, скованности в общении), беспомощность третьих и тому подобное, что в целом определяет направления индивидуальной работы. В-третьих, для детей, которые обнаруживают желание работать со словом и которые в какой-то мере уже ценят его красоту, такие упражнения — способ индивидуального роста, развития способностей.
Если говорить об орфографической работе, то всем известно, как часто учитель пытается использовать для усвоения материала память учащихся. Однако память — «слайдотека» используется недостаточно, то есть нет планируемой опоры на зрительное восприятие, когда в памяти остался бы «слайд», кадр, картинка, касаясь или непроверяемого написания, или парадигмы.
Здесь возможно, например, говорить о слабом воздействии на интеллект ребенка, что, как правило, в обучении не используется. Таким слабым воздействием может являться «нерабочая» таблица, «просто висящая» на стене; учитель не обращается к ней, она как бы не по теме, содержит ассоциирующийся, запоминающийся материал (группа слов: ворона — ворота, воробей — соловей, сорока — сорок, хорошо — порошок); однако через некоторое время зрительное восприятие даст положительный результат — многие дети усвоят эти написания без специальных упражнений.
Подробно о педагогике:
Особенности развития в математической деятельности
В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д. Именно поэтому, начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисл ...
Методы, формы и средства изучения раздела
Успешной реализации задач курса способствует использование учителями разнообразных методов и форм обучения. Методы обучения. Методы обучения подразделяются на две взаимосвязанные группы: объяснительно-иллюстративные, предполагающие словесный характер передачи школьникам знаний (беседа, рассказ, объ ...
Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ЗПР
В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны — от умственно отсталых детей. Развитие психики ребенка в отече ...