В начальной школе одним из событий на уроке может быть сочинение — упражнение в письменной речи, выполняемое совершенно самостоятельно. Оно должно быть коротким (2–3–5 предложений). От ребенка этого возраста мы вправе ожидать лишь искренний, эмоциональный отклик. Но, чтобы получить от учащихся этот искренний отклик, следует обеспечить им соответствующее впечатление, то есть тему письменного высказывания. «Темой» такого высказывания может быть яркая, интересная, не известная детям раньше картина (картинка), выразительная, необычная фотография; любопытный предмет, своеобразный по форме, по окраске, по назначению, то есть чем-то обращающий на себя внимание, будящий воображение, стимулирующий мысль. Пусть поначалу такие сочинения будут состоять, допустим, всего из одного предложения. Важнее то, чтобы работа выполнялась мотивированно, с желанием. Ведь только такие упражнения действительно полезны.
Такая работа, предлагаемая всему классу, имеет целый ряд параметров, по которым ее можно считать необходимой и эффективной. Во-первых, для учителя, а часто и для родителей, такое маленькое самостоятельное суждение ребенка является средством «диагностики его души», зеркалом его отношения к красоте, природе, человеку, оно отражает формирующиеся нравственные оценки и устремления ученика. Для находящегося рядом взрослого эти высказывания могут быть основанием корректировки воспитательных задач, а подчас и собственного поведения. Во-вторых, письменная индивидуальная работа «высвечивает» и другие качества: языковую одаренность, чувство языка у одних, склонность и способность письменно «говорить» интереснее, чем устно, у других (при трудностях контакта, скованности в общении), беспомощность третьих и тому подобное, что в целом определяет направления индивидуальной работы. В-третьих, для детей, которые обнаруживают желание работать со словом и которые в какой-то мере уже ценят его красоту, такие упражнения — способ индивидуального роста, развития способностей.
Если говорить об орфографической работе, то всем известно, как часто учитель пытается использовать для усвоения материала память учащихся. Однако память — «слайдотека» используется недостаточно, то есть нет планируемой опоры на зрительное восприятие, когда в памяти остался бы «слайд», кадр, картинка, касаясь или непроверяемого написания, или парадигмы.
Здесь возможно, например, говорить о слабом воздействии на интеллект ребенка, что, как правило, в обучении не используется. Таким слабым воздействием может являться «нерабочая» таблица, «просто висящая» на стене; учитель не обращается к ней, она как бы не по теме, содержит ассоциирующийся, запоминающийся материал (группа слов: ворона — ворота, воробей — соловей, сорока — сорок, хорошо — порошок); однако через некоторое время зрительное восприятие даст положительный результат — многие дети усвоят эти написания без специальных упражнений.
Подробно о педагогике:
Из истории Морского Кадетского корпуса
Хронологическая таблица истории Морского корпуса 1701 г. – Школа математических и навигацких наук 1715 г. – Академия Морской Гвардии 1752 г. – Морской Шляхетный Корпус 1802 г. – Морской Кадетский Корпус 1867 г. – Морское Училище 1891 г. – Морской Кадетский Корпус 1906 г. – Морской Корпус 1914 г. – ...
Дидактическая игра – основное средство умственного развития. Педагогические
системы и место дидактических игр в них
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную осо ...
Исследование обучения в образовательных учреждениях г. Красноярска
Идея профильного обучения содержит в себе большой инновационный потенциал, при реализации которого возможно решение ряда проблем современного образования, таких как: Существование разрыва между школой и обществом, который приводит к дезориентации учеников в выборе профессии и образования. Преоблада ...