Событие на уроке русского языка

В начальной шко­ле одним из событий на уроке может быть сочинение — упражнение в письменной речи, выполняемое совершенно самостоя­тельно. Оно должно быть коротким (2–3–5 предложений). От ребенка этого возраста мы вправе ожидать лишь искренний, эмоциональный отклик. Но, чтобы получить от учащихся этот искренний отклик, следует обеспечить им соответствующее впечатление, то есть тему письменного высказывания. «Темой» такого высказыва­ния может быть яркая, интересная, не извест­ная детям раньше картина (картинка), выра­зительная, необычная фотография; любопыт­ный предмет, своеобразный по форме, по окраске, по назначению, то есть чем-то об­ращающий на себя внимание, будящий вооб­ражение, стимулирующий мысль. Пусть по­началу такие сочинения будут состоять, до­пустим, всего из одного предложения. Важ­нее то, чтобы работа выполнялась мотивиро­ванно, с желанием. Ведь только такие упраж­нения действительно полезны.

Такая работа, предлагаемая всему классу, имеет целый ряд параметров, по которым ее можно считать необходимой и эффективной. Во-первых, для учителя, а часто и для роди­телей, такое маленькое самостоятельное суждение ребенка является средством «диа­гностики его души», зеркалом его отноше­ния к красоте, природе, человеку, оно отра­жает формирующиеся нравственные оценки и устремления ученика. Для находящегося ря­дом взрослого эти высказывания могут быть основанием корректировки воспитательных задач, а подчас и собственного поведения. Во-вторых, письменная индивидуальная ра­бота «высвечивает» и другие качества: языко­вую одаренность, чувство языка у одних, склонность и способность письменно «гово­рить» интереснее, чем устно, у других (при трудностях контакта, скованности в обще­нии), беспомощность третьих и тому подобное, что в це­лом определяет направления индивидуальной работы. В-третьих, для детей, которые обна­руживают желание работать со словом и ко­торые в какой-то мере уже ценят его красоту, такие упражнения — способ индивидуально­го роста, развития способностей.

Если говорить об орфографической рабо­те, то всем известно, как часто учитель пы­тается использовать для усвоения материала память учащихся. Однако память — «слайдо­тека» используется недостаточно, то есть нет планируемой опоры на зрительное восприя­тие, когда в памяти остался бы «слайд», кадр, картинка, касаясь или непроверяемого напи­сания, или парадигмы.

Здесь возможно, например, говорить о сла­бом воздействии на интеллект ребенка, что, как правило, в обучении не используется. Таким слабым воздействием может являться «нерабочая» таблица, «просто висящая» на стене; учитель не обращается к ней, она как бы не по теме, содержит ассоциирующийся, запоминающийся материал (группа слов: во­рона — ворота, воробей — соловей, сорока — сорок, хорошо — порошок); однако через не­которое время зрительное восприятие даст положительный результат — многие дети усвоят эти написания без специальных упражнений.

Подробно о педагогике:

Из истории Морского Кадетского корпуса
Хронологическая таблица истории Морского корпуса 1701 г. – Школа математических и навигацких наук 1715 г. – Академия Морской Гвардии 1752 г. – Морской Шляхетный Корпус 1802 г. – Морской Кадетский Корпус 1867 г. – Морское Училище 1891 г. – Морской Кадетский Корпус 1906 г. – Морской Корпус 1914 г. – ...

Профессиональные умения и качества учителя
Н. В. Кузьминой, А. И. Щербаковым и другими исследователями были определены основные функции учителя (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая). По содержанию они во многом совпадают с выделенными ранее Ф.Н. Гоноболиным педагогическими способностями. Эти функции были, затем со ...

Характеристика процессов памяти
Рассмотрим основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. По определению, данному в большом энциклопедическом словаре, "запоминание - главный процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации". [8, c.334] В зависимости от спосо ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru