Сущность и истоки жестокого обращения с ребенком в семье

Страница 1

Первый опыт переживания и разрешения конфликтов между ребенком и близкими родственниками закладывает основу его предрасположенности к возникновению того или иного типа конфликта в будущем, поведения в них и способов их разрешения. Постепенно растет сфера общения ребенка, в нее включаются различные учреждения, общественные институты и организации, где усвоенные конфликтные модели проявляются и видоизменяются, но лишь до определенной степени. Круг замыкается, когда подросший ребенок, вернее, уже взрослый, образует собственную семью. Начинается следующий цикл. Домашнее насилие способно заложить чрезвычайно неблагоприятные основы этого развития, запрограммировать тяжелейшие конфликты как в личности ребенка, так и в его взаимоотношениях с другими.

Термин «домашнее насилие» обозначает одну из самых тяжелых и скрытых социальных проблем. Под ним понимаются различные формы травмирующего и неприемлемого физического, экономического, психологического, сексуального воздействий, производимых одним или несколькими членами семьи на одного или нескольких других ее членов. Домашнему насилию подвергаются те, кто в каком-то отношении слабее: это прежде всего йети, старики, инвалиды (в том числе лица с проблемами умственного и психического развития), а также, во многих случаях, женщины.

Нельзя не учитывать, что ситуации домашнего насилия являются наиболее разрушительными именно в отношении детей.

Среди наступающих после насилия последствий можно выделить физические, психологические (эмоциональные и поведенческие), социальные и нетипичные.

К физическим относятся синяки и травмы, расстройства сна, проблемы в школе, заикание, пищевые нарушения (например, переедание, отказ от еды и др.), энурез (недержание мочи), хронический озноб, попытки самоубийства и др.

Среди эмоциональных хронический шок, страх, гневливость, замешательство, трудности с концентрацией внимания, чувство вины, ненависть к себе, низкая самооценка, депрессия, ощущение беспомощности, беззащитности, разорванность, тревога. В поведении это – прилипчивость, плаксивость, нервность, постоянное беспокойство о том, где находится мать, и др.

Социальные – самоизоляция от общения, конфликтность, плохое понимание людей и их взаимоотношений.

Нетипичные реакции могут быть любыми в зависимости от возраста, пола, тяжести насилия.

Не говоря уже о моральном аспекте подобных действий, они закладывают основу для огромного количества проблем. Помимо ближайших последствий наблюдаются и отставленные, долгосрочные эффекты. Прежде всего это – эскалация насилия в настоящем и программирование общества и его членов на разыгрывание ролей насильника или жертвы в этом сценарии в будущем. Кроме того, это – подрыв психического и физического здоровья членов семьи вплоть до умственного недоразвития, инвалидизации и потери работоспособности. Чем младше дети, подвергающиеся насилию, тем более выражено его деструктивное воздействие на их психическое и физическое развитие. Характер ребенка формируется главным образом до 5 лет. Не случайно во многих мировых культурах маленьких детей стараются уберечь от столкновения с жестокостью, горем, темными сторонами жизни. Еще один особенно чувствительный к воздействию насилия период жизни ребенка – подростковый возраст.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Природа, сущность, история игры
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, котор ...

Значение формирования математических представлений у детей
Основные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества. При опр ...

Выявление эффективности учебного процесса в профессиональном училище с помощью традиционных средств контроля
Цель данного этапа эксперимента: выявить эффективность учебного процесса в профессиональном учебном заведении. Задачи: провести анкетирование педагогов; изучить учебно-методическую документацию профессионального училища; выбрать группы для проведения эксперимента; провести контрольный срез; провест ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru