Сущность и истоки жестокого обращения с ребенком в семье

Страница 1

Первый опыт переживания и разрешения конфликтов между ребенком и близкими родственниками закладывает основу его предрасположенности к возникновению того или иного типа конфликта в будущем, поведения в них и способов их разрешения. Постепенно растет сфера общения ребенка, в нее включаются различные учреждения, общественные институты и организации, где усвоенные конфликтные модели проявляются и видоизменяются, но лишь до определенной степени. Круг замыкается, когда подросший ребенок, вернее, уже взрослый, образует собственную семью. Начинается следующий цикл. Домашнее насилие способно заложить чрезвычайно неблагоприятные основы этого развития, запрограммировать тяжелейшие конфликты как в личности ребенка, так и в его взаимоотношениях с другими.

Термин «домашнее насилие» обозначает одну из самых тяжелых и скрытых социальных проблем. Под ним понимаются различные формы травмирующего и неприемлемого физического, экономического, психологического, сексуального воздействий, производимых одним или несколькими членами семьи на одного или нескольких других ее членов. Домашнему насилию подвергаются те, кто в каком-то отношении слабее: это прежде всего йети, старики, инвалиды (в том числе лица с проблемами умственного и психического развития), а также, во многих случаях, женщины.

Нельзя не учитывать, что ситуации домашнего насилия являются наиболее разрушительными именно в отношении детей.

Среди наступающих после насилия последствий можно выделить физические, психологические (эмоциональные и поведенческие), социальные и нетипичные.

К физическим относятся синяки и травмы, расстройства сна, проблемы в школе, заикание, пищевые нарушения (например, переедание, отказ от еды и др.), энурез (недержание мочи), хронический озноб, попытки самоубийства и др.

Среди эмоциональных хронический шок, страх, гневливость, замешательство, трудности с концентрацией внимания, чувство вины, ненависть к себе, низкая самооценка, депрессия, ощущение беспомощности, беззащитности, разорванность, тревога. В поведении это – прилипчивость, плаксивость, нервность, постоянное беспокойство о том, где находится мать, и др.

Социальные – самоизоляция от общения, конфликтность, плохое понимание людей и их взаимоотношений.

Нетипичные реакции могут быть любыми в зависимости от возраста, пола, тяжести насилия.

Не говоря уже о моральном аспекте подобных действий, они закладывают основу для огромного количества проблем. Помимо ближайших последствий наблюдаются и отставленные, долгосрочные эффекты. Прежде всего это – эскалация насилия в настоящем и программирование общества и его членов на разыгрывание ролей насильника или жертвы в этом сценарии в будущем. Кроме того, это – подрыв психического и физического здоровья членов семьи вплоть до умственного недоразвития, инвалидизации и потери работоспособности. Чем младше дети, подвергающиеся насилию, тем более выражено его деструктивное воздействие на их психическое и физическое развитие. Характер ребенка формируется главным образом до 5 лет. Не случайно во многих мировых культурах маленьких детей стараются уберечь от столкновения с жестокостью, горем, темными сторонами жизни. Еще один особенно чувствительный к воздействию насилия период жизни ребенка – подростковый возраст.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Роль наглядных пособий при формировании лексических навыков у учащихся 3-х классов
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае языка – позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. С помощью предметных картинок и тематических картин ...

Организационно-методические подходы к диагностической работе по определению уровня сформированности образно-выразительных средств речи
Настоящий параграф посвящен проблеме изучения состояния уровня сформированности образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР. Опытно-экспериментальная работа проводилась с сентября 2009 года по май 2010 года на базе МДОУ ЦРР «Д/С №139». Констатирующий этап эксперимента мы проводили в под ...

Результаты диагностического исследования
Результаты исследования по методике №1. "Классификация" представлены в таблице 1. Таблица 1 Методика №1. "Классификация" Результаты исследования Уровень развития Высокий Средний Низкий Количество детей 0 10 10 По данным таблицы 1, низкий уровень отмечается у 50% детей (10 челове ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru