На различных этапах содержание обучения письменной речи будет различным, но последовательным. Именно поэтому на среднем этапе обучения английскому языку в школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. Путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. [14; 190]
Проанализируем поэтапно составляющие содержания обучения письменной речи.
Такие авторы как Рогова Г.В. и Верещагина И.Н., выделяют следующие основные компоненты содержания обучения любому из аспектов иностранного языка:
Лингвистический компонент - обучение в последовательности от речи (как процесса использования языковых средств в коммуникативных целях и продуктов этого процесса) к языку (как социально значимому коду и правилам его функционирования) на основе положений науки о языке - лингвистики.
Психологический компонент - формирование у учащихся навыков и умений для пользования изучаемым языком в коммуникативных целях на основе теории речевой деятельности, разрабатываемой в психологии.
Методологический компонент - формирование у учащихся рациональных приемов обучения: приобретение знаний путем наблюдения за фактами языка и путем их анализа; навыков и умений работы с учебным материалом; овладение правилами выполнения заданий и самоконтролем на основе передовой технологии обучения и рекомендации теории преподавания иностранных языков. [11; 39]
Рассмотрим лингвистический компонент. Согласно Солововой Е.Н., данный компонент предполагает отбор необходимого материала: языкового (лексического, грамматического, фонетического), речевого, социокультурного. [14; 24]
Нас интересует лингвистическое содержание обучения письму. К нему относится орфография. Орфография - это система правил использования письменных знаков при написании конкретных слов. Также лингвистическое содержание обучения включает в себя запись. Поскольку овладение письменной речью осуществляется через усвоение букв, слов, словосочетаний, предложений, сверхзвуковых единиц, то соответствующими уровнями записи будет каждая из указанных единиц. Данный этап является промежуточным, подготовительным этапом перед обучением письменной речи как таковой. Если на начальном этапе осваивается запись простых языковых единиц, то на среднем этапе изучения языка учащиеся должны освоить достаточно много форм письменных речевых произведений, которые как единица языка являются сверхфразовыми единствами.
Перечислим возможный их список: поздравительные открытки, телеграммы, записки, вывески, подписи к рисункам, объявления, меню, рекламы, приглашения, личные и деловые письма, автобиографические сведения, заполненные анкеты и бланки, рецепты, дневники (наблюдения, путешествия), диктанты, библиографии, конспекты, заметки в стенгазету, впечатления (об увиденном, услышанном), книжные обозрения, рецензии (на книгу, рассказ), доклады, изложение, резюме (основная идея прочитанного, услышанного), сообщения (о новостях, о последних событиях), сочинения, рассказы (придумывание сюжета).
Психологическим содержанием обучения письменной речи является формирование графических и орфографических навыков и умений ими пользоваться при выполнении письменных заданий (осуществление записи на английском языке). Запись устно усвоенного материала рассматривается как учебная деятельность, осуществление которой помогает учащимся в овладении английским языком.
Сущность методологического компонента содержания обучения сводится к тому, что в процессе обучения учитель не только объясняет новый материал и организует его правильную отработку, но и предлагает своим ученикам определенные алгоритмы выполнения заданий, обучает их базовым приемам самостоятельной работы. [15; 4]
Проанализировав содержание обучения письменной речи, необходимо остановиться на умениях учащихся в области письменной речи на среднем этапе обучения английского языка.
Подробно о педагогике:
Второй констатирующий эксперимент, оценка эффективности апробированной
системы дидактических игр
Целью проведения 2 констатирующего эксперимента стало выявление изменений в степени сформированности у детей представлений о сенсорных эталонах цвета. На данном этапе использовались те же методы исследования, что и в ходе проведения 1 констатирующего эксперимента. По результатам проведения диагност ...
«Инструкция по ведению очага и детского сада» 1919 года о роли педагога в
организации детской жизни
Первым программным документом была "Инструкция по ведению очага и детского сада" (1919 г.). Центральное место в этом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. «Детский очаг, в котором дети пребывают не менее восьми часов, ...
Сущность понятия "коммуникативные универсальные
учебные действия"
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение пос ...