Работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками проводилась в лицее № 5 в 9-х классах.
Эксперимент состоял из нескольких этапов:
Подготовительный этап
Предварительно были изучены научная и методическая литература [18,19,20,21], опыт учителей во внеклассной работе, выявлены возможности использования материалов, полученных в ходе исследования. На этом этапе подбирался материал по темам химических занятий, дополнительная литература, составлялись проекты внеклассных мероприятий.
Диагностический этап
На этом этапе было проведено тестирование учителей химии с целью выявления наиболее популярных видов внеклассной работы. Результаты тестирования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Популярность среди учителей |
Вид внеклассной работы |
1 место (26%) |
Индивидуальная внеклассная работа |
2 место (23%) |
Групповая внеклассная работа |
3 место (20%) |
Факультативные занятия |
4 место (17%) |
Предметные недели по химии, олимпиады |
5 место (14%) |
Массовая внеклассная работа по химии |
Нами было обнаружено, что в системе внеклассной работы по химии сложились и стали традиционными такие активные формы обучения, как внеклассные занятия практического содержания (индивидуальная работа в кабинете, групповая внеклассная работа, кружки, олимпиады), факультативные занятия, ролевые игры, экскурсии, научные лаборатории. Они выходят за рамки урока и хорошо известны педагогам. Однако, было также установлено, что степень активности учащихся во внеурочных формах работы, весьма относительна и зависит от того, какие – активные или пассивные – методы составляют основу той или иной формы. Так, кружковые или факультативные занятия быстро разваливаются, если они лишены исследовательского, частично-поискового методов и других самостоятельных творческих работ учащихся по их интересам.
Аналогичное тестирование было проведено среди учащихся 9-х классов. Результаты показали, что наибольшей популярностью пользуется массовая внеклассная работа по химии и предметные недели.
где 1- массовая внеклассная работа по химии, 2 – предметные недели, 3- групповая внеклассная работа, 4- факультативные занятия, 5 – индивидуальная внеклассная работа.
Рисунок 1 – результаты тестирования учащихся 9-х классов
Из этого этапа исследования можно сделать вывод о том, что среди учителей на первом месте индивидуальная внеклассная работа, а среди учеников – массовая внеклассная работа по химии.
Организационный этап
Нами были проведены различные внеклассные мероприятия по химии с использованием активных форм и методов обучения. Это предметная неделя по химии. Перед учениками 9-х классов была поставлена задача оформить стенд. Победители конкурса получили грамоту. Также были проведены игры «Что? Где? Когда? », «Суд присяжных», КВН.
На протяжении полугода осуществлялся исследовательский проект с учащимися 9-х классов. Базой исследований была кафедра биологической и медицинской химии, а также НОЦ «Технологии живых систем». За нами была закреплена ученица 9Б класса Блощаненко Инна. В исследовательский проект входили следующие этапы:
I этап
Мотивационный – все желающие участвовать в Малой Академии Наук будут готовить исследовательские проекты совместно с дипломниками кафедры биологической и медицинской химии Ставропольского государственного университета.
Подробно о педагогике:
Ценности воспитания и образования
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. В определении цели воспитания главенствующую р ...
Анализ опыта в реализации проекта спортивная школьная команда
В исследовании С.И. Филимоновой были собраны сведения о 250 школьниках г. Москвы школы № 110 (школа имеет статус спортивной) и школы № 789 (общеобразовательная школа). Данные об отношении школьников к физической культуре, показателях и типах самореализации личности были получены с помощью анкетного ...
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня является неотъемлемой частью физического воспитания школьников Основные ее формы органично вписываются в режим обучения и воспитания учащихся. Гимнастика до учебных занятий Каждый школьный день необходимо начинать с комплекса гимнастических ...