Территориальные диалекты как нелитературная форма существования национального языка

Актуально о образовании » Язык и речь » Территориальные диалекты как нелитературная форма существования национального языка

Страница 1

Диалект ограничен территориально и функционально, существует только в устной форме, нормы диалекта не являются строгими, диалект менее дифференцирован стилистически. При выделении диалектов учитываются не только языковые, но и внеязыковые факторы. В частности, первостепенное значение имеет общность территории, на которой распространены говоры, совпадающие по комплексу языковых черт, важных для выделения диалектов. Из всех языковых признаков, имеющих близкую территорию распространения, наиболее важными для выделения диалектов считаются такие, ареалы которых согласуются с существенными фактами истории и культуры носителей диалектов на соответствующих территориях. Эти данные играют решающую роль в спорных и неясных случаях, например при отнесении диалекта к тому или иному из двух смежных по территории языков. Так, большое значение имеет этническое самосознание носителей, а также использование ими того или другого национального языка.

Являясь одной из основных форм существования языка, диалект сам существует в форме составляющих его говоров, которые при наличии большого сходства между ними имеют и некоторые различия. В систему диалектов, наряду со всеми языковыми показателями, входит комплекс таких языковых черт, которые отличают данный диалект от других диалектов. Признаки этого комплекса свойственны всем или почти всем говорам, входящим в данный диалект, и в этом проявляется относительная устойчивость системы диалектов.

Т.о., диалекты выделяются как группа говоров, объединённых общностью языковых черт, принятых в качестве существенных для диалектного членения, а также общностью территории, на которой эти говоры распространены.

Признак

Северное наречие

Южное наречие

Фонетические явления

Гласные звуки [о] и [а] в безударных слогах после твердых согласных

Различаются (оканье):

д[о]ма, д[а]вай, м[о]локо, тр[а]вяной

Не различаются (аканье):

д[а]ма, д[а]вай, м[ъ]локо, тр[ъ]вяной

Произношения [г]

Взрывное [г] : но[г]а, [г]усь

Чередуется с [к] : мо[к], бере[к] ся

Щелевое [ ] : но[ ]а, [ ]усь

Чередуется с [х]: мо[х], бере[х]ся

Что произносится на месте сочетания звуков [бм],[б’м’]

Произносится [м], [м’]

о[м]ан, о[м’]ен

Произносится [бм], [б’м’]

о[бм]ан, о[б’м’]ен

В положении между гласными в ряде форм глаголов и прилагательных звук [j]

Отсутствует; гласные стягиваются: работ[ае]т, работ[аа]т, нов[аа], нов[ы]

Присутствует: работ[аjе]т, нов[аjа], нов[ыjи]

Грамматические явления

У существительных среднего рода в именительном падеже множественного числа

Безударное окончание -а: пятна, окна

Безударное окончание -ы: пятны, окны

Формы дательного и творительного падежей существительных множественного числа

Совпадают: подойти к домам, рядом с домам

Различаются: подойти к домам, рядом с домами

В форме 3-го лица глаголов произносится

Твёрдый звук [т]:

носи[т], нося[т]

Мягкий звук [т’]: носи[т’], нося[т’]

В форме родительного падежа единственного числа существительных женского рода 1-го склонения

Окончание -ы:

у сестры, без воды

Окончание -е:

у сестре, без воде

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Цель, задачи и методика опытно – экспериментальной работы
Исследование проводилось в три этапа в период с сентября 2007г. по май 2000г. на базе старшей группы детского сада № 30 и 1 класса младшей школы №2 г. Караганды. В исследовании принимали участие две группы детей, каждая из которых насчитывала по десять детей. На первом этапе (сентябрь - октябрь) из ...

Реализация информационных технологий на уроках физики
Тема проекта: «Новые информационные технологии в преподавании физики». Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 классах. Предмет исследования: Обучающая среда школьного курса физики. Цель проекта: внедрение новых информационных технологий в преподавание физики как средство повышения позн ...

Использование дидактических игр в начальном образовании
Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести – семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимуществен ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru