Диалект ограничен территориально и функционально, существует только в устной форме, нормы диалекта не являются строгими, диалект менее дифференцирован стилистически. При выделении диалектов учитываются не только языковые, но и внеязыковые факторы. В частности, первостепенное значение имеет общность территории, на которой распространены говоры, совпадающие по комплексу языковых черт, важных для выделения диалектов. Из всех языковых признаков, имеющих близкую территорию распространения, наиболее важными для выделения диалектов считаются такие, ареалы которых согласуются с существенными фактами истории и культуры носителей диалектов на соответствующих территориях. Эти данные играют решающую роль в спорных и неясных случаях, например при отнесении диалекта к тому или иному из двух смежных по территории языков. Так, большое значение имеет этническое самосознание носителей, а также использование ими того или другого национального языка.
Являясь одной из основных форм существования языка, диалект сам существует в форме составляющих его говоров, которые при наличии большого сходства между ними имеют и некоторые различия. В систему диалектов, наряду со всеми языковыми показателями, входит комплекс таких языковых черт, которые отличают данный диалект от других диалектов. Признаки этого комплекса свойственны всем или почти всем говорам, входящим в данный диалект, и в этом проявляется относительная устойчивость системы диалектов.
Т.о., диалекты выделяются как группа говоров, объединённых общностью языковых черт, принятых в качестве существенных для диалектного членения, а также общностью территории, на которой эти говоры распространены.
|
Признак |
Северное наречие |
Южное наречие |
Фонетические явления
|
Гласные звуки [о] и [а] в безударных слогах после твердых согласных |
Различаются (оканье): д[о]ма, д[а]вай, м[о]локо, тр[а]вяной |
Не различаются (аканье): д[а]ма, д[а]вай, м[ъ]локо, тр[ъ]вяной |
|
Произношения [г] |
Взрывное [г] : но[г]а, [г]усь Чередуется с [к] : мо[к], бере[к] ся |
Щелевое [ ] : но[ ]а, [ ]усь Чередуется с [х]: мо[х], бере[х]ся |
|
Что произносится на месте сочетания звуков [бм],[б’м’] |
Произносится [м], [м’] о[м]ан, о[м’]ен |
Произносится [бм], [б’м’] о[бм]ан, о[б’м’]ен |
|
В положении между гласными в ряде форм глаголов и прилагательных звук [j] |
Отсутствует; гласные стягиваются: работ[ае]т, работ[аа]т, нов[аа], нов[ы] |
Присутствует: работ[аjе]т, нов[аjа], нов[ыjи] |
Грамматические явления
|
У существительных среднего рода в именительном падеже множественного числа |
Безударное окончание -а: пятна, окна |
Безударное окончание -ы: пятны, окны |
|
Формы дательного и творительного падежей существительных множественного числа |
Совпадают: подойти к домам, рядом с домам |
Различаются: подойти к домам, рядом с домами |
|
В форме 3-го лица глаголов произносится |
Твёрдый звук [т]: носи[т], нося[т] |
Мягкий звук [т’]: носи[т’], нося[т’] |
|
В форме родительного падежа единственного числа существительных женского рода 1-го склонения |
Окончание -ы: у сестры, без воды |
Окончание -е: у сестре, без воде |
Подробно о педагогике:
Тревожность как негативный фактор успеваемости обучения младшего школьника
Анализ публикаций позволил нам выделить основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности: личность с высоким уровнем тревожности воспринимает мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени. Чем личность с низким уровнем тревожности. А.М. Прихожан счита ...
Инновации
в образовании
Новаторство и традиции - две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризующие наличие в них как устойчивых, так и противоречивых моментов. Так, традиция является характеристикой стабильности, устойчивости, инерционности в культуре. Благодаря традиции человечество усваивает культурный опыт ...
Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в
зарубежной и отечественной педагогике
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все э ...