В первую очередь, преподаватели должны обучить первокурсников:
· основам самостоятельной работы с книгой, журналом, газетой;
· конспектированию;
· приемам запоминания;
· подготовке сообщений, докладов, рефератов;
· приемам саморегуляции и пр.
Для практического осуществления этой деятельности можно предложить следующие направления и рекомендации:
· создать памятки, освещающие систему знаний о культуре умственного труда, о работе с книгой, об умении конспектировать и т.д.;
· создать учебные пособия, содержащие учебный материал, темы и планы семинаров, перечень литературы, индивидуальные домашние задания и сроки их выполнения, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, сроки рубежного контроля, даты консультаций;
· более широко внедрять в учебный процесс коллективные формы работы, что будет способствовать сплоченности групп, развитию общности интересов, взаимной поддержки и требовательности.
Для правильной организации познавательной деятельности необходимо учитывать и возрастные особенности студентов первого курса, которые уже способны концентрировать и направлять внимание, находить логические связи в изучаемом материале, увеличивать объем своей памяти и мышления и т.д. Очень важно, что для этой категории обучаемых стремление приобрести профессию становится мотивом познавательной деятельности, т.е. учение для них приобретает смысл. Руководство самостоятельной работой студентов со стороны преподавателя должно постепенно переходить в самоуправление и самоорганизацию студента как субъекта процесса обучения. Познавательная деятельность студента во многом определяется его индивидуальными особенностями. Студенты, обладающие аналитическим мышлением, стремятся выделить все подробности и детали в изучаемом материале, но часто не могут понять основной смысл. Письменные работы таких студентов получаются подробными и объемными. Другие студенты, наоборот, отличаются синтетичностью восприятия, т.е. не придают значения деталям и более склонны к обобщениям. Они быстро схватывают суть изучаемого, поэтому больших успехов достигают в составлении планов, тезисов, аннотаций, резюме, чем в пересказе. При планировании и организации самостоятельной работы студентов преподавателям необходимо учитывать эти особенности и предлагать студентам различные виды работы.
Для того чтобы студенты овладели методикой усвоения знаний, научились целенаправленно воспринимать учебную информацию на лекциях, семинарах, при самостоятельной работе, необходима организация умственного труда и отдыха, т.е. сохранение хорошей работоспособности. Работоспособность – это способность к напряженному труду в определенный отрезок времени. Она зависит от состояния здоровья, степени утомления, от величины умственной нагрузки, от организации труда, от внешней обстановки, от интеллектуальных способностей, от особенностей воли и степени тренированности человека в этом виде труда, от режима труда и отдыха. Если систематически соблюдать распорядок, то у человека образуется динамический стереотип деятельности и поведения, создается привычка работать в определенные часы. Студентам необходимо планировать самостоятельную работу из расчета 3 – 4 часов ежедневно, помимо аудиторных. Установление времени занятий организует самостоятельную умственную деятельность и воспитывает чувство ответственности. Положительные результаты в организации самостоятельной работы могут быть достигнуты при любом стиле педагогического руководства. При авторитарном стиле студентам даются четкие указания и требования к выполняемой работе, определяются строгие сроки ее выполнения и осуществляется жесткий контроль. При другом стиле студенты получают только предложения и могут самостоятельно выбрать не только тему для изучения, но и характер задания: реферат, критический обзор, сочинение и т.д. Результаты работы студенты могут изложить на семинаре или сдать в письменном виде. Студенты сами распределяют свое время, и срок сдачи работы по согласованию с преподавателем может варьироваться.
Подробно о педагогике:
Методика работы по формированию у детей временных представлений на занятиях
по математическому развитию
Ориентировка во времени детей младшей группы. В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный расп ...
Психологическая природа навыка правописания
В учебном процессе обеспечивается ускоренный темп познания явлений действительности. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся, в связи с чем соответственно изменяются формы и методы познавательной деятельности. Многие виды знаний приобретаются учащимися не путём созерцани ...
Результативность использования аналитико-синтетического метода обучения письму
учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Для оценки эффективности и результативности использования аналитико-синтетического метода обучения письму использовался тот же материал для обследования письма, в исследования принимали участие те же 10 учащихся школы для детей с ТНР (с целью получения достоверных результатов и выявления степени эф ...