Изучение минеральных удобрений в школе

Страница 1

В школьном курсе химии минеральные удобрения рассматриваются подробно в IX классе. Как известно, состав удобрений, их свойства, применение и эффективность изучает специальная наука — агрохимия (агрономическая химия). Основы агрохимии в школе рассматриваются на факультативных занятиях «Химия в сельском хозяйстве. Хотелось бы заметить, что если в городских школах изучение минеральных удобрений может носить общепознавательный характер, то в сельских школах к рассмотрению этого вопроса следует подойти более подробно как в теоретическом так и в практическом плане. Изучение минеральных удобрений, на современном научном уровне окажет большую помощь школьникам для подготовки их к практической деятельности в сельском хозяйстве. В связи с этим и хочется поделиться отдельными мыслями по улучшению изучения минеральных удобрений в школе и их практическому применению.

Минеральные удобрения, как правило, содержат некоторое количество различных примесей (балласта). Это зависит от сырья и технологии получения удобрений. Поэтому называть удобрения, хотя бы для примера, химически чистыми веществами (как дано в учебнике неорганической химии для IX класса), не совсем правильно. Искусственное введение понятия об удобрениях как о химически чистых веществах нередко вводит учителей в заблуждение, и многие из них используют на уроках химически чистые реактивы вместо натуральных удобрений (хлористого калия, сульфата аммония, суперфосфата и др.). Вполне понятно, что внешний вид и проявление химических реакций у таких химически чистых веществ будут отличаться от удобрений.

В учебнике также приводится пример расчета процента действующего вещества в удобрениях по химическим формулам. На наш взгляд, этого делать нельзя, так как удобрения не химически чистые вещества, а смеси. При таких расчетах надо указывать количество примесей для того, чтобы получить точный результат. Приведенным в учебнике методом нельзя определить процент действующего вещества в фосфоритной муке, сильвините, калийной соли. Да и у других удобрений, полученных искусственно синтетическим путем (мочевина, аммиачная селитра), этот способ дает завышенные, не соответствующие действительности, показатели. В агрохимии и в практике сельского хозяйства, такие расчеты никогда не проводятся. Процент действующего вещества в каждом виде и партии удобрений определяется в заводских агрохимических лабораториях на основании количественного метода аналитической химии, а затем он указывается в накладных документах (сертификатах) и на этикетках, приложенных к удобрениям. В практике сельского хозяйства и при работе с удобрениями в школе процент действующего в них вещества надо брать из этих же документов или из справочников.

Вполне целесообразным можно считать определение процента действующего вещества а удобрениях аналитическим путем. Такая работа тесно увязывается с агрохимией и практикой сельского хозяйства, расширяет знания и умения школьников в нужном направлении, повышает их интерес к сельскому хозяйству.

Следовательно, устанавливая межпредметные связи агрохимии с неорганической химией в школе, следует исключить примеры и понятия по отношению к удобрениям, как химически чистым веществам, а также расчет действующего вещества по химическим формулам.

В агрохимии, как известно, сложились определенные названия удобрений. Они общеприняты в сельском хозяйстве. Однако в связи с изменением номенклатуры неорганических соединений многие удобрения в школе стали называть по-иному. Например, удобрение хлористый калин (КО) в школьном курсе неорганической химии называют хлоридом калия; аммиачную селитру (NH4NOs) — нитратом аммония; жидкое удобрение аммиачную воду или водный раствор аммиака (NH4OH) гидроксидом аммония. Нам думается, что при изучении удобрений следует указывать традиционные, общепринятые в агрохимии названия и новые, современные, принятые в школе.

Нормы внесения минеральных, или заводских, удобрений под сельскохозяйственные культуры выражаются в килограммах действующего вещества (д. в.) или в центнерах тука на 1 га (ц/га). Нередко при постановке полевых опытов учителя нечетко указывают нормы внесения удобрений. Например, говорят о внесении 4,0 ц/га фосфорных удобрений, но не называют конкретно каких. Если указанная норма вносится в виде простого суперфосфата, который содержит 19% фосфора, то будет внесено 76 кг/га д. в., если двойного суперфосфата (42%)—то 168 и если фосфоритной муки (23%)—то 92 кг/га д.в.

Как уже отмечалось, чаще всего норма внесения удобрений выражается в кг/га д. в. Вносят же удобрения в виде конкретных туков. Поэтому надо уметь норму внесения удобрений, выраженную в кг/га д. в., переводить в ц/га тука. Например нужно внести Nso, имеется мочевина с содержанием азота 42%. Соответственно мочевины следует внести (60: 42) 1,4 ц/га s.

На пришкольном участке и при проведении мелкоделяночных опытов с удобрениями приходится определять количество удобрений, вносимых на небольшие площади, исходя из установленных норм. Например, определили, что следует внести карбамида 1,4. ц/га. Требуется найти, сколько нужно внести его (в г) На делянку в 20 м2. Расчет проводят так. Вначале 1,4 ц переводят в граммы, затем определяют, сколько граммов удобрения приходится на 1 м2 в соответственно 20 м2

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Обобщение опыта использования групповых форм работы на уроках истории
В этой последней части второй главы речь пойдет об опыте работы учителей истории, применяющих групповые формы обучения. Наверное, каждый учитель истории в сегодняшних условиях особенно напряженно размышляет о том: чему учить школьников и как их учить? Групповая форма работы дает ответ на один из эт ...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными сенсорными предпосылками
У ребёнка 3-х лет несовершенно ещё функционирует центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата ещё слабо натренированы. Всё это приводит к тому, что ребёнок неточно различает звуки речи на слух. Поэтому для правил ...

Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема
Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости, выявление структуры успеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru