Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения

Актуально о образовании » Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения

Страница 1

Большую часть информации об окружающем мире дети дошкольного возраста получают благодаря зрению, и именно зрение играет ведущую роль в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта. У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия и анизометропия, наблюдается снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, неустойчивость фиксации взора, сужение поля зрения, нарушение пространственной ориентации и восприятия пространственного взаиморасположения объектов и т.д. Эти нарушения приводят к серьезным проблемам анализа изображений на уровне зрительных центров мозга, приводящим к формированию неточных зрительных представлений об окружающем мире и снижению уровня развития наглядно-образного мышления. В результате у детей с нарушениями бинокулярного зрения наблюдается снижение уровня развития когнитивных зрительных функций (внимания и кратковременной зрительной памяти), зрительной работоспособности и др. Поэтому они, как правило, отстают от нормально видящих ровесников по темпу и качеству психического и интеллектуального развития.

Для лечения зрительных нарушений и успешной адаптации к окружающему миру детям необходимы и лечение на специальных медицинских аппаратах, и специальное обучение, требующие как от ребенка, так и от специалистов длительной и упорной работы. В результате ребенок испытывает большие перегрузки, весь его день заполнен занятиями и со специалистами, и с педагогами, а на игру, основную «работу» дошкольника, у него просто не остается времени.

Специалистами лаборатории физиологии зрения нашего института (ИППИ РАН) был разработан комплекс компьютерных программ «Академик» с учетом достижений фундаментальной науки в области нейрофизиологии и психофизики зрения. Эти программы предназначены, как для функционального лечения нарушений бинокулярного зрения, так и для развития когнитивных зрительных функций (зрительного внимания, кратковременной зрительной памяти, ориентировки в микропространстве, зрительного поиска) и развития зрительной работоспособности. Все эти навыки необходимы детям для успешного обучения в начальной школе, так как они играют важную роль и при чтении, и при списывании с доски или с книги, и при работе с наглядным материалом.

В настоящее время в дефектологической практике для развития внимания и зрительной работоспособности используются бланковые методики – корректурные пробы или кодинг-тесты. При выполнении кодинг-тестов ребенок должен обозначать объекты определенными кодами, представленными в образце. Такая зрительная работа требует большого внимания и многократных переводов взора. Для детей с нарушениями бинокулярного зрения подобные упражнения представляют значительные трудности, обусловленные неустойчивостью фиксации взора и нарушением работы глазодвигательного аппарата, поэтому они не любят выполнять такие задания.

Интерактивная игровая программа «Кодинг» из комплекса «Академик» представляет собой компьютерный вариант кодинг-теста. В ходе работы с этой программой ребенку предлагается последовательно кодировать фигурки зрительного ряда стрелками разной ориентации в соответствии с образцом.

Благодаря возможностям компьютера на каждом шаге работы изменять коды в образце, ребенок не может работать по памяти, а вынужден при кодировании каждой фигуры делать по три смены фиксации взора: объект – образец - клавиатура. За одну тренировку ребенок кодирует 110 фигур, т.е. 330 раз совершает смену фиксаций взора. Кроме того, программа предоставляет возможность расположения образца не только в виде строки в верхней части экрана, как в бланковых методиках, но и в углах экрана, что заставляет детей делать дополнительное перемещение взора в разных направлениях. Вид экрана во время кодирования показан на рисунке 1.

компьютерный бинокулярный зрение познавательный

Рис.1.

Вид экрана во время кодирования при расположении образца вверху (слева) и в углах (справа) экрана.

Такая активная зрительная работа соответствует нагрузке при чтении, так как её выполнение требует длительной, точной работы на близком расстоянии и хорошей фокусировки тест-объектов.

В нашей предыдущей работе было показано, что возрастная норма скорости кодирования по программе «Кодинг» для детей старшего дошкольного возраста с нормальным зрением равна 13,9 символов/мин, а уровень развития зрительной работоспособности у детей с нарушениями бинокулярного зрения из подготовительных групп значительно снижен и достигает уровня нормы с задержкой в восемь месяцев.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Результаты констатирующего эксперимента по оценке образной речи детей пяти-шести лет
В процессе обследования уровня образной речи нами была использована методика Н.В. Гавриш. За основу были взяты три серии заданий на выявление уровня развития образной речи. Первая серия заданий была направлена на определение понимания детьми значения фразеологизмов. Вторая серия заданий была направ ...

Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственной культуры личности младших школьников
Нравственное развитие личности – это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета (в формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни. Факторами с ...

Описание и анализ опытного обучения письменной речи на уроках английского языка в 6 классе
Теоретические положения, изложенные в предыдущих главах данной работы, были проверены на практике на уроках английского языка. Целью опытного обучения являлось доказать или опровергнуть гипотезу данного исследования, которая заключается в следующем: использование творческих заданий будет способство ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru