Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения

Актуально о образовании » Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения

Страница 1

Большую часть информации об окружающем мире дети дошкольного возраста получают благодаря зрению, и именно зрение играет ведущую роль в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта. У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия и анизометропия, наблюдается снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, неустойчивость фиксации взора, сужение поля зрения, нарушение пространственной ориентации и восприятия пространственного взаиморасположения объектов и т.д. Эти нарушения приводят к серьезным проблемам анализа изображений на уровне зрительных центров мозга, приводящим к формированию неточных зрительных представлений об окружающем мире и снижению уровня развития наглядно-образного мышления. В результате у детей с нарушениями бинокулярного зрения наблюдается снижение уровня развития когнитивных зрительных функций (внимания и кратковременной зрительной памяти), зрительной работоспособности и др. Поэтому они, как правило, отстают от нормально видящих ровесников по темпу и качеству психического и интеллектуального развития.

Для лечения зрительных нарушений и успешной адаптации к окружающему миру детям необходимы и лечение на специальных медицинских аппаратах, и специальное обучение, требующие как от ребенка, так и от специалистов длительной и упорной работы. В результате ребенок испытывает большие перегрузки, весь его день заполнен занятиями и со специалистами, и с педагогами, а на игру, основную «работу» дошкольника, у него просто не остается времени.

Специалистами лаборатории физиологии зрения нашего института (ИППИ РАН) был разработан комплекс компьютерных программ «Академик» с учетом достижений фундаментальной науки в области нейрофизиологии и психофизики зрения. Эти программы предназначены, как для функционального лечения нарушений бинокулярного зрения, так и для развития когнитивных зрительных функций (зрительного внимания, кратковременной зрительной памяти, ориентировки в микропространстве, зрительного поиска) и развития зрительной работоспособности. Все эти навыки необходимы детям для успешного обучения в начальной школе, так как они играют важную роль и при чтении, и при списывании с доски или с книги, и при работе с наглядным материалом.

В настоящее время в дефектологической практике для развития внимания и зрительной работоспособности используются бланковые методики – корректурные пробы или кодинг-тесты. При выполнении кодинг-тестов ребенок должен обозначать объекты определенными кодами, представленными в образце. Такая зрительная работа требует большого внимания и многократных переводов взора. Для детей с нарушениями бинокулярного зрения подобные упражнения представляют значительные трудности, обусловленные неустойчивостью фиксации взора и нарушением работы глазодвигательного аппарата, поэтому они не любят выполнять такие задания.

Интерактивная игровая программа «Кодинг» из комплекса «Академик» представляет собой компьютерный вариант кодинг-теста. В ходе работы с этой программой ребенку предлагается последовательно кодировать фигурки зрительного ряда стрелками разной ориентации в соответствии с образцом.

Благодаря возможностям компьютера на каждом шаге работы изменять коды в образце, ребенок не может работать по памяти, а вынужден при кодировании каждой фигуры делать по три смены фиксации взора: объект – образец - клавиатура. За одну тренировку ребенок кодирует 110 фигур, т.е. 330 раз совершает смену фиксаций взора. Кроме того, программа предоставляет возможность расположения образца не только в виде строки в верхней части экрана, как в бланковых методиках, но и в углах экрана, что заставляет детей делать дополнительное перемещение взора в разных направлениях. Вид экрана во время кодирования показан на рисунке 1.

компьютерный бинокулярный зрение познавательный

Рис.1.

Вид экрана во время кодирования при расположении образца вверху (слева) и в углах (справа) экрана.

Такая активная зрительная работа соответствует нагрузке при чтении, так как её выполнение требует длительной, точной работы на близком расстоянии и хорошей фокусировки тест-объектов.

В нашей предыдущей работе было показано, что возрастная норма скорости кодирования по программе «Кодинг» для детей старшего дошкольного возраста с нормальным зрением равна 13,9 символов/мин, а уровень развития зрительной работоспособности у детей с нарушениями бинокулярного зрения из подготовительных групп значительно снижен и достигает уровня нормы с задержкой в восемь месяцев.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Механизмы возникновения заикания
До настоящего времени механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др. Механизмы возникновения заикания, как таковые, сложны и неоднородны. Несомненно одно: заикание — результат предрасполагающих и конкретных разр ...

Анализ констатирующего эксперимента
Экспериментальная работа показала, что повышенное внимание к способам активизации познавательной деятельности на уроках обучения грамоте помогает решить многие проблемы в интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности детей и их развитии. В ходе целенаправленной работы по внедрению игр в проце ...

Характеристика методов обучения
Практические методы Данные методы основаны на активной двигательной деятельности учеников. В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения эти методы разделяются на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и принудител ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru