Формирование образно-выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения монологическому высказыванию

Актуально о образовании » Формирование образно-выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения монологическому высказыванию

В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем коррекционной педагогики является создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) способности к овладению образно-выразительными средствами речи, как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности.

Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей с ОНР оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение. Данные недостатки в речевой системе приводят к обеднению экспрессивной лексики у детей с общим недоразвитием речи и создают затруднения в овладении образно-выразительными средствами речи, какими являются эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, антонимы и синонимы.

Анализ литературы свидетельствует о наличии интереса педагогов и психологов к проблеме овладения детьми эмоционально-экспрессивными средствами языка и формирования творческого отношения к слову (Л.И. Айдарова, Н.В. Гавриш, К.Т. Патрина, И.Н. Позерт, О.В. Постникова, Н.А. Туранина, К. Фюнфштюк, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко и др.). Однако данные исследования посвящены развитию выразительности речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием.

Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития речи и речемыслительной деятельности детей с ОНР, до настоящего времени не сложилось целостной картины особенностей развития прагматического компонента языковой компетенции у данной категории детей, включающего овладение образно-выразительными средствами речи и наличие развитого «языкового чутья», а также способов коррекции имеющихся нарушений. До сих пор отсутствует единое, научно обоснованное содержание и методика обучения, которые помогли бы решить проблему овладения образно-выразительными средствами речи детьми с нарушениями речи. В педагогике и психологии имеются достоверные данные не только о полезности, но и необходимости осуществления специальной работы с дошкольниками с нормальным речевым развитием в данном направлении (М. Гафитулин, О.И. Дьяченко, Е.В. Заика, Т.А. Сидорчук и др.).

Актуальность избранной нами темы обусловлена необходимостью обогащения связной речи детей с речевым недоразвитием образно-выразительными средствами речи (сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами) на материале формирования монологического высказывания.

Возникает необходимость изучения особенностей использования образно-выразительных средств речи детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, научного обоснования и разработки организационных форм, содержания и методов коррекционно-педагогической работы по формированию способности к восприятию и адекватному использованию образно-выразительных средств речи.

Проблемой исследования является формирование образно-выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Решение данной проблемы определило цель исследования.

Цель исследования – разработать содержание и методы коррекционно-педагогической работы по формированию способности к восприятию и адекватному использованию образно-выразительных средств речи старшими дошкольниками с ОНР (III уровень).

Методологическую основу исследования составили положения отечественной психологии и педагогики о ведущей роли деятельности в психическом развитии; общих закономерностях развития нормальных и проблемных детей; связи языковых способностей с практической деятельностью и воображением; комплексном подходе к реализации коррекционно-педагогической работы.

Объект исследования: способность к овладению образно-выразительными средствами речи детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

Предмет исследования: процесс формирования способности к овладению образно-выразительными средствами речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) в ходе коррекционно-педагогической работы.

Гипотезой исследования служит предположение о том, что несформированность способности к восприятию и использованию образно-выразительных средств речи связана с системностью недоразвития речи детей с ОНР (III уровень).

Для реализации поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить особенности оперирования лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях эксперимента, изучить возможности использования образно-выразительных средств речи детьми с ОНР (III уровень).

2. Разработать методическую систему усвоения образно-выразительных средств речи, способствующую развитию, формированию и обогащению связного монологического высказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

3. Экспериментально проверить коррекционно-развивающий эффект предлагаемой системы обучения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:

· изучение и анализ литературных источников;

· наблюдение за учебно-воспитательным процессом в дошкольных образовательных учреждениях;

· изучение документации;

· констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;

· количественная и качественная обработка полученных данных.

Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

Подробно о педагогике:

Школьная форма за рубежом
Школьная форма в других странах отличается от той, которая существовала в российских школах: в одних она более консервативна, в других — очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Форма для них — эталон подростковой моды. Даже вне стен ...

Примерный тематический план занятий группы совершенствования
№ п/п Наименование темы Количество часов всего Теоретические занятия Практические занятия 1 2 3 4 5 6 7 Влияние физических упражнений на организм занимающихся Основы методики обучения и тренировки Правила, организация и проведение соревнований Терминология гимнастических упражнений Общая и специаль ...

Результаты констатирующего эксперимента по оценке образной речи детей пяти-шести лет
В процессе обследования уровня образной речи нами была использована методика Н.В. Гавриш. За основу были взяты три серии заданий на выявление уровня развития образной речи. Первая серия заданий была направлена на определение понимания детьми значения фразеологизмов. Вторая серия заданий была направ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru