Формирование образно-выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения монологическому высказыванию

Актуально о образовании » Формирование образно-выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения монологическому высказыванию

В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем коррекционной педагогики является создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) способности к овладению образно-выразительными средствами речи, как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности.

Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей с ОНР оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение. Данные недостатки в речевой системе приводят к обеднению экспрессивной лексики у детей с общим недоразвитием речи и создают затруднения в овладении образно-выразительными средствами речи, какими являются эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, антонимы и синонимы.

Анализ литературы свидетельствует о наличии интереса педагогов и психологов к проблеме овладения детьми эмоционально-экспрессивными средствами языка и формирования творческого отношения к слову (Л.И. Айдарова, Н.В. Гавриш, К.Т. Патрина, И.Н. Позерт, О.В. Постникова, Н.А. Туранина, К. Фюнфштюк, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко и др.). Однако данные исследования посвящены развитию выразительности речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием.

Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития речи и речемыслительной деятельности детей с ОНР, до настоящего времени не сложилось целостной картины особенностей развития прагматического компонента языковой компетенции у данной категории детей, включающего овладение образно-выразительными средствами речи и наличие развитого «языкового чутья», а также способов коррекции имеющихся нарушений. До сих пор отсутствует единое, научно обоснованное содержание и методика обучения, которые помогли бы решить проблему овладения образно-выразительными средствами речи детьми с нарушениями речи. В педагогике и психологии имеются достоверные данные не только о полезности, но и необходимости осуществления специальной работы с дошкольниками с нормальным речевым развитием в данном направлении (М. Гафитулин, О.И. Дьяченко, Е.В. Заика, Т.А. Сидорчук и др.).

Актуальность избранной нами темы обусловлена необходимостью обогащения связной речи детей с речевым недоразвитием образно-выразительными средствами речи (сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами) на материале формирования монологического высказывания.

Возникает необходимость изучения особенностей использования образно-выразительных средств речи детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, научного обоснования и разработки организационных форм, содержания и методов коррекционно-педагогической работы по формированию способности к восприятию и адекватному использованию образно-выразительных средств речи.

Проблемой исследования является формирование образно-выразительных средств речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень). Решение данной проблемы определило цель исследования.

Цель исследования – разработать содержание и методы коррекционно-педагогической работы по формированию способности к восприятию и адекватному использованию образно-выразительных средств речи старшими дошкольниками с ОНР (III уровень).

Методологическую основу исследования составили положения отечественной психологии и педагогики о ведущей роли деятельности в психическом развитии; общих закономерностях развития нормальных и проблемных детей; связи языковых способностей с практической деятельностью и воображением; комплексном подходе к реализации коррекционно-педагогической работы.

Объект исследования: способность к овладению образно-выразительными средствами речи детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

Предмет исследования: процесс формирования способности к овладению образно-выразительными средствами речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) в ходе коррекционно-педагогической работы.

Гипотезой исследования служит предположение о том, что несформированность способности к восприятию и использованию образно-выразительных средств речи связана с системностью недоразвития речи детей с ОНР (III уровень).

Для реализации поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить особенности оперирования лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях эксперимента, изучить возможности использования образно-выразительных средств речи детьми с ОНР (III уровень).

2. Разработать методическую систему усвоения образно-выразительных средств речи, способствующую развитию, формированию и обогащению связного монологического высказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

3. Экспериментально проверить коррекционно-развивающий эффект предлагаемой системы обучения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:

· изучение и анализ литературных источников;

· наблюдение за учебно-воспитательным процессом в дошкольных образовательных учреждениях;

· изучение документации;

· констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;

· количественная и качественная обработка полученных данных.

Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

Подробно о педагогике:

Содержание и формы обучения в технологии деятельностного подхода
Для планирования и проведения уроков предлагается использовать адаптированный вариант технологии деятельностного метода. Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид: № Этапы урока Организующая роль учителя 1. Мотивация к учебной деятельности Создают условия для возникновения у ...

Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и комбинированными. Предварительный контроль Некоторые учителя осуществляют предварительн ...

Методические подходы для развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста
Методические подходы для развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста (Г.П. Виноградов): использование необычных исходных положений изменение скорости или темпа движений "зеркальное" выполнение упражнений усложнение условий выполнения упражнений изменение спос ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru