Особенности логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР

Актуально о образовании » Формирование образно-выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения монологическому высказыванию » Особенности логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР

Страница 2

Примеры конспектов занятий и упражнений по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень) смотри в приложении 2.

Как известно, становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны) происходит в период дошкольного детства. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки).

Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности.

В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях [7, С.125].

Поиск путей формирования образности связной речи дошкольников на основе использования разных жанров литературы, устного народного творчества, фразеологизмов составил основную цель нашего исследования.

Использование некоторых образных средств в речи дошкольников, случаи включения их в самостоятельное связное высказывание свидетельствуют о необходимости формирования у детей представлений о средствах выразительности и целесообразности их применения в художественном тексте.

Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности и эмоциональности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников.

Своей образной сущностью, иносказательностью фразеологизмы сближаются с пословицами и поговорками, художественная сила которых заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности.

Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, насыщен синонимами, антонимами, сравнениями, в основе многих пословиц лежит метафора. Все это делает их ценнейшим языковым материалом, и этим был определен наш выбор в поиске средств формирования образности речи дошкольников.

Представленная система логопедической работы ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть, повысить уровень развития одного из компонентов связной речи – образности.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение [12, С.54].

Перед логопедом стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому педагогу, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Характеристика понятия «оздоровительный фитнесс»
Актуальность. Современные тенденции в мировом оздоровительном движении сопровождаются появлением новых терминов и понятий в сфере этого социокультурного феномена. Одним из таких понятий является «фитнесс», получивший за последнее десятилетие широкое распространение. Фитнесс – это оптимальное качест ...

Дистанционное образование на примере Современной Гуманитарной Академии
Дистанционное образование (ДО) стало реалией современной жизни как в развитых странах Запада, так и в России. По оценке отечественных специалистов, спрос на эту форму образования в стране уже в конце 1990-х годов был сопоставим со спросом на дневную форму обучения в вузах [1]. К примеру, Современна ...

Дидактические основы формирования художественно-творческих умений и навыков
Согласно известному положению дидактики, успешное обучение невозможно без здорового микроклимата на уроке. При подготовке к уроку учитель должен продумывать все до мелочей: что и как он будет делать на уроке, во время работы учащихся. В начале каждого занятия обязательно сообщаются сведения, необхо ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru