Традиционная парадигма взаимодействия семьи, школы и общественности частью оказалась отставшей от реалий общественно - политической жизни, частью - оторванной от новых проблем: рост детской и подростковой преступности, и снижение социальной защищенности больших групп населения, дезинтеграция политики в области обучения и воспитания подрастающих поколений. На практике это привело к тому, что произошло обособление школы от жизни, а в обществе стала господствовать идея о том, что через школу (оторванную от жизни) возможно воспитание человека будущего. Все воспитательные системы — продукт и порождение времени, взлет педагогического творчества, уважение к личности ребенка, понимание того, что дети зеркально отражают положительные и отрицательные стороны окружающей действительности, — характеризуют теоретическую направленность воспитательных систем 20-х годов. Безжалостное уничтожение всего созданного в послереволюционное десятилетие, в том числе и воспитательных систем, подход к ребенку как «винтику» государственной машины, жесткое функциональное воспитание без учета процесса социального формирования типично для тоталитаризма сталинской «эпохи» 30-х — начала 50-х годов.
Сегодня, когда восстанавливаются демократические ценности и начато строительство правового государства, когда мы отчетливо осознаем близость наших педагогических исканий к теории и практике воспитания 20-х годов, необходимо обратиться к творческим идеям выдающихся советских ученых, создателей оригинальных воспитательных систем.
Несомненный интерес представляет воспитательная система, созданная выдающимся русским и советским педагогом Станиславом Теофиловичем Шацким. Его Первая опытная станция по народному образованию, представлявшая научно-производственное и учебно-воспитательное объединение, успешно функционировала в течение четырнадцати лет.
Один из ярких российских педагогов, С.Т. Шацкий внес много нового в создание и распространение идей социальной педагогики. Ею высокий авторитет среди учителей и ученых-педагогов определялся оригинальным подходом к постановке и решению проблем. Созданные им образцы педагогической работы активно усваивались и становились достоянием трудовой школы. Познакомившийся с воспитательной системой Шацкого, Дьюи заявил, что Первая опытная станция – уникальное в мире учреждение, способное решать принципиально новые для педагогической науки задачи Заслуга Шацкого в том, что он одним из первых сделал предметом исследования влияние микросредовых условий на социализацию ребенка Ему принадлежит первенство в разработке в России таких важных для педагогики проблем, как самоуправление школьников, воспитание как организация жизнедеятельности детей, лидерства в детском сообществе. В его концепции школы – центра воспитания в социальной среде – преобразовательная деятельность становится главным источником формирования когнитивной и ценностно-эмоциональной сферы ребенка. Главную задачу школы он видел в приобщении ребенка к культурным достижениям человечества. Образование, утверждал ученый, должно быть направлено на формирование человека, способного самосовершенствоваться, рационально заниматься трудовой, умственной и эстетической деятельностью, кооперировать свои усилия для достижения цели.
Сегодня теория и практика Шацкого привлекают внимание учителей ярким и своеобразным решением таких фундаментальных педагогических проблем, как социализация личности, методы педагогического исследования среды и ребенка, функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.
Актуальность темы исследования связана с необходимостью преодоления кризиса духовных ценностей, наступления обывательской психологии, общественной апатии, социальной отчужденностью массы взрослых и школьников стимулирует их антиобщественное поведение.
Разрушение системы внешкольных учреждений, ликвидация детских и юношеских организаций, кризис семьи породили массу проблем в образовании и воспитании детей.
Объект исследования- сущность концепции трудового воспитания в коммунах С.Т. Шацкого.
Предмет- трудовое воспитания в коммунах С.Т. Шацкого
Цель курсовой работы: необходимо изучить систему трудового воспитания в коммунах С.Т. Шацкого.
Задачи:
1. Дать основные биографические данные о С.Т. Шацком
2. Раскрыть сущность концепция воспитательной системы С.Т. Шацкого
3. Рассмотреть значение творчества С.Т. Шацкого для советской педагогики
Методологическая основа исследования. В основы исследования легли работы А.С.Макаренко.
Для решения поставленных задач использовалась совокупность следующих методов : изучение и теоретический анализ методической, психологической и педагогической литературы.
Подробно о педагогике:
Возрастные особенности личности
Учет возрастных особенностей ребенка является одним из главных педагогических принципов. Возрастная периодизация дает необходимые знания каждого этапа развития личности. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа, был чешский педагог Ян Амос Коменск ...
Особенности проектирования коллекций разных типов
Второй этап разработки коллекции — воплощение замысла коллекции в конкретных моделях — проходит с учетом всех перечисленных выше особенностей потребителей. При этом, разумеется, существует специфика создания как коллекции высокой моды, перспективной коллекции, так и массовой промышленной коллекции. ...
Основные показатели в системы дошкольного образования в Красноярском крае
По законодательству в России дошкольные образовательные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивают уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В 1991 году по России году было 87.6 ...