Концепция воспитательной системы С.Т.Шацкого

Страница 2

Деревня 20-х годов с ее узким горизонтом, массой суеверий, обычаев, бытующих с незапамятных времен, тормозила развитие ребенка. Школа ставила целью помочь ребенку овладеть современными знаниями, расширить кругозор, то есть дать то, что он не мог получить в семье. Одновременно школа положительно влияла на взрослое население.

Во взглядах и деятельности Шацкого особенно ценным является его стремление опереться в воспитательной работе на факторы воздействия среды на личность, борьбу за создание условий, благоприятствующих физическому и духовному развитию детей.[31]

Термин «воспитание» Станислав Теофилович употреблял в широком и узком смыслах. Воспитание, которое ребенок получал в стенах школы, он называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи, сверстников, взрослых и т.д. – большим педагогическим процессом.

Известный педагог утверждал, что, занимаясь обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы обрекаем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо отброшены учащимися, либо будут способствовать воспитанию двуликих Янусов, соглашающихся с установками педагогов, но поступающих им вопреки. Поэтому задача школы – изучить организованные и неорганизованные воздействия на ребенка и, опираясь на положительные влияния, бороться с отрицательными воздействиями среды. В этой работе школа выступала центром, координирующим и направляющим педагогические воздействия общественных организаций и населения.[9]

Шацкий выделял три возможных типа школ:

1. Школа, изолированная от окружающей среды.

2. Школа, интересующаяся воздействием среды, но не сотрудничающая с ней.

3. Школа, выступающая организатором, контролером и регулятором воздействия среды на ребенка.

Школы первого типа образуют учебно-воспитательный процесс в рамках учебного учреждения, считают, что социальная среда учит детей только плохому, а задача школы – выправить это воздействие и сформировать детей по старым представлениям школьной педагогики. Не учитывается жизненный опыт ребенка. Человек, воспитанный такой школой, хорошо подготовлен теоретически, но с трудом приспосабливается к реальной жизни. Зачастую критикует жизнь, не внося в нее ничего ценного.

Для школ второго типа характерен определенный интерес к среде, который выражается в привлечении жизненного материала к обучению. Такая школа использует лабораторные методы, активизирует мышление ребенка, но на этом ее связь со средой обрывается.

Школа третьего типа, над практическим воплощением которой Шацкий работал в Первой опытной станции по народному образованию, в окружающей социальной среде выполняла функцию организатора, регулятора и контролера детской жизни.

Такая школа организовывала учебно-воспитательный процесс, учитывая ценный опыт ребенка и его возрастные особенности. Дети получали глубокие и прочные знания, которые использовали в общей полезной деятельности.[15]

Взяв на себя функции центра воспитательной работы с детьми, школа «связывалась» с теми сферами среды, где проходил процесс формирования ребенка (семья, улица, деревня и т.д.), изучала воздействие среды на ребенка и добивалась усиления положительных влияний среды и нейтрализации отрицательных. Школа работала над повышением культуры местного населения, улучшением быта, созданием условий для достижения целей воспитания.

Не все школы справлялись с таким сложными задачами. А только те, которые имели хорошо подготовленные кадры, опыт работы, соответствующее материальное снабжение и, что особенно важно, значительное число разнотипных учреждений, расположенных на одной территории.

Для изучения процесса взаимодействия школы и социальной среды, а также разработки других актуальных вопросов школы были организованы опытные станции. Одним из таких учреждений и была Первая опытная станция по народному образованию.

Эффективно работающая школа, по Шацкому, глубоко связана с семьей. Чтобы превратить семью в союзника школы, нужно хорошо изучить ее традиции и обычаи и использовать их в процессе воспитательной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Своеобразия речевой субкультуры
Подростковая субкультура – одна из важных составляющих общей культуры. Ф.Райс дает две точки зрения на данный предмет. Согласно одной из них - подростковая субкультура подчеркивает определенное единство групп сверстников и их ценностей в противопоставление ценностям взрослых. Исследователь утвержда ...

Диагностика уровня успешной социализации младшего школьника
Цель нашей работы: выявить, какие стили семейного воспитание влияют на успешную социализацию младшего школьника. Для выяснения уровня социализации младших школьников в данном классе, мы провели тест учителя (классного руководителя). Учитель характеризовал всех учеников по 10 критериям (см. приложен ...

Информационно-методические центры колледжа как ресурс саморазвития учащихся
Актуальность: совершенствование образовательного процесса в направлении системного формирования культуры самостоятельной деятельности современного учащегося и студента охватывает весь уклад жизни в колледже. Образовательный процесс должен представлять собой организованную жизнедеятельность, обеспеч ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru