Концепция воспитательной системы С.Т.Шацкого

Страница 4

Оригинальная концепция С.Т. Шацкого, в основе которой лежит идея «выращивания» человека, опиралась на традиции, обычаи, нормы микросреды, используя ценное из культуры семьи, детских неформальных групп, общественных организаций, очень близка направленности поиска современной педагогики. Именно этот путь оказался наиболее действенным и эффективным.

Многие идеи С.Т. Шацкого не утратили своей актуальности и представляют определенный интерес для современных педагогов.

Нам близки подходы к педагогической деятельности как деятельности живой, движущей, ищущей. Привлекает идея организации жизнедеятельности детей на принципах самоуправления, демократизации отношений, сотрудничества педагогов и детей. «Мы – товарищи детей, мы должны делать все, что делают дети, не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны самым точным образом подчиняться всем правилам, которые вырабатывают дети», - трудно оспаривать верность этих слов, принадлежащих выдающемуся педагогу.

Для нас является ценным и то, что С.Т.Шацкий критически анализировал собственный опыт работы с детьми, что позволяло ему выявлять достижения и недостатки, осмысливать педагогические факты, намечать пути улучшения работы. Самоанализ и самооценка собственного опыта и сегодня – важнейшее требование к педагогическим исследованиям[32].

Безусловно, заслуживает внимания и идея трудовой школы: «…мой идеал – мозоли на руках и высшая культура. Физический труд необходим для общего развития. Школу я понимаю как школу жизни».

С.Т. Шацкий неоднократно высказывал свое глубокое убеждение в том, что «для того чтобы заражать, надо самому быть зараженным и иметь ясную голову и сердце», поскольку «это действует вернее слов». Также он подчеркивал, что его собственный пламень никогда не оставался без отклика.

Нам импонирует в воспитательной концепции С.Т. Шацкого акцентирование внимания на воспитании самодеятельности человека, на убежденности в том, что вести учеников нужно так, чтобы они весь труд – и умственный, и физический – выполняли сами.

С.Т. Шацкий был убежден в том, что все идущие работать с детьми должны суметь и детей организовать, и самим организоваться. Таких умений недостает многим современным учителям, которых научили сообщать знания и не научили организовывать жизнь и деятельность детей.

Педагог справедливо считал, что проблемы воспитания нельзя рассматривать и тем более правильно решать в рамках только учебного заведения, так как на формирование личности ребенка оказывает сильное влияние окружающая среда: природа, хозяйство, семья, общественные организации. Поэтому система воспитания Шацкого включала элементы культуры материальной, духовной (в том числе эстетической), социальной.

Говоря современным языком, опытная станция Шацкого представляла собой первое в стране и мире научно-производственное педагогическое объединение. Этот опыт нашел продолжение в деятельности генерального директора, члена-корреспондента АПН СССР Ш.А.Амонашвили.[29]

Без сомнения, при организации воспитательной работы работающим в новых условиях педагогам необходимо учитывать опыт соратников С.Т. Шацкого, рассматривавших три различных подхода к вопросу взаимоотношений школы и среды:

1. школа организует свою деятельность, не соотносясь со средой;

2. школа интересуется средой и тем оживляет свою работу;

3. школа не только изучает окружающую среду, но и является активным ее фактором.

С.Т. Шацкий веско аргументировал целесообразность и несомненную пользу третьего подхода, считая, что только при этом условии школа из замкнутого в себе учебного заведения становится центром, организующим детскую жизнь, частью этой жизни, удовлетворяя все интересы детства.

Таким образом, по-прежнему актуально и современно звучат сегодня суждения С.Т.Шацкого о том, что:

· единство целей и задач образования должно органически сочетаться с разнообразием школ, гибкостью учебных планов и программ, опираться на передовую педагогическую практику, новаторские методы обучения и воспитания;

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Повышение эффективности учебного процесса в профессиональном училище как педагогическая проблема
Важнейшей составляющей целостного педагогического процесса, обеспечивающего профессиональное образование учащихся, выступает процесс обучения (учебный процесс) [46, с. 6]. Процесс - закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития [33, с. 79]. Следователь ...

Использование дидактических игр в начальном образовании
Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести – семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимуществен ...

Эволюция управления как науки
Древнейшему искусственному сооружению около 6000 лет. Изуродованное и обезображенное, оносохранилось и до наших дней. Гениальный Менеджер сотворил его всего за три дня, вот как описывается начало этих грандиозных работ в самой великой Книге: "Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была бе ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru