Образование категорий притяжательных местоимений

Страница 1

Усвоив практическое употребление существительных единственного и множественного числа и глаголов настоящего и прошедшего времени в речи детей, логопед продолжил работу над грамматическими конструкциями. Он учил детей использовать в речи притяжательные местоимения (мой, моя, мои) в сочетании мужского и женского рода, единственного и множественного числа существительных.

Для этого он объяснил, что все предметы можно соотнести с маленькими словами «мой» (он) зонт, барабан, лев; «моя» (она) юбка, лиса, соль. Про слова, которые обозначают много предметов, можно сказать «мои» (они) игрушки, книги, окна.

На занятии логопед раздал детям конверты с картинками, на которых изображены предметы мужского и женского рода в единственном и множественном числе.

Дошкольники поднимали те картинки, про которые можно сказать:

«Мой» (мяч, попугай, ключ, цветок);

«Моя» (сумка, собака, тетрадь, белка);

«Мои» (книги, кошки, стулья, рыбки).

Затем объясняли свой выбор: «У меня мяч. Это он. Я про него скажу: мой мяч. У меня сумка. Это она. Я про нее скажу: моя сумка. У меня книги – это они. Я про них скажу: мои книги». Дети с заданием справились.

Перед прогулкой, когда дошкольники вошли в раздевалку, они увидели, что их одежда лежит в одной куче. Воспитатель дала задание: взять каждому предметы своей одежды и назвать их, используя маленькие слова «мой, моя, мои». Дети разбирали одежду и произносили:

Это моя куртка. Это мой шарф.

Это моя кофта. Это мои перчатки.

Все дети практически усвоили притяжательные местоимения, теперь необходимо было соединить их в грамматические конструкции для спонтанного пользования.

Приведем фрагмент занятия, цель которого практическое употребление в речи грамматических конструкций с притяжательными местоимениями (мой, моя, мои).

В гости к детям пришла Машенька из сказки «Три медведя».

Логопед выставил на стол персонажей сказки «Три медведя» (настольный театр) и произнес:

Маша в чаще заблудилась,

К трем медведям в дом явилась,

Суп у Мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала.

Машенька огорчилась, что сломала стульчик Мишутки. Она решила пойти к медведям, отнести им подарки и угощения.

- Дети, что любят медведи? (мед и малину).

Машенька приготовила бочонок меда и корзину с малиной. Логопед поставил на стол бочонок меда, корзину с малиной и игрушки (матрешку, мозаику, пирамидку, мячик, стульчик).

- Ребята, сегодня мы побываем в гостях у медведей и понаблюдаем, что было дальше.

Машенька прощение у них попросила, подарки им вручила. Стал Мишутка рассматривать подарки и спрашивает: «Теперь это будет мой мозаика? Это моя мячик?». Научим Мишутку правильно использовать слова.

Дети исправляли вопросы Мишутки («моя мозаика», «мой мячик», «мои игрушки»), называли другие предметы, которые логопед показывал (мой домик, мой мишутка, мой стульчик, мой стол; моя ложка, моя чашка; мои медведи, мои стулья, мои столы) [33].

На индивидуальные занятия логопед вынес составление данных грамматических конструкций только с Димой, так как он допускал ошибки в ходе фронтального занятия.

Таким образом, дошкольники свободно пользовались притяжательными местоимениями, и логопед перешел к обучению детей умению правильно задавать вопросы: Чей? Чья? Чьи? И соотносить их с изученными местоимениями.

Для этого каждый ребенок принес из дома свою любимую игрушку. Логопед разложил игрушки в два ящика, а дети разделились на две команды по три человека. Первая команда задавала вопросы второй, показывая игрушки:

Это чей грузовик?

Это чей самолет?

Это чья машина?

Дети второй команды отвечали:

Это мой грузовик.

Это мой самолет.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Особенности проведения работы по накоплению словарного запаса в группе ОНР
Наряду с нарушенным звукопроизношением, у детей данной группы наблюдалось отставание в развитии лексики и грамматических конструкций, поэтому в каждом периоде проводились фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка, куда входила работа по накоплению словарного запаса и ...

Сущность понятия коммуникативный метод обучения
В настоящее время ведущим принципом обучения иностранному языку является принцип коммуникативной направленности. Данная методика развивает умение свободно, непринужденно и смело общаться на языке. Общение на иностранном языке имеет большое значение в создании необходимых условий, вызывающих у учащи ...

Философские и психологические основы педагогики Гербарта
Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г.Песталоцци. Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Гербарт видел в педагогике, в первую очередь, методологический инструментарий. Вс ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru