Образование категорий притяжательных местоимений

Страница 1

Усвоив практическое употребление существительных единственного и множественного числа и глаголов настоящего и прошедшего времени в речи детей, логопед продолжил работу над грамматическими конструкциями. Он учил детей использовать в речи притяжательные местоимения (мой, моя, мои) в сочетании мужского и женского рода, единственного и множественного числа существительных.

Для этого он объяснил, что все предметы можно соотнести с маленькими словами «мой» (он) зонт, барабан, лев; «моя» (она) юбка, лиса, соль. Про слова, которые обозначают много предметов, можно сказать «мои» (они) игрушки, книги, окна.

На занятии логопед раздал детям конверты с картинками, на которых изображены предметы мужского и женского рода в единственном и множественном числе.

Дошкольники поднимали те картинки, про которые можно сказать:

«Мой» (мяч, попугай, ключ, цветок);

«Моя» (сумка, собака, тетрадь, белка);

«Мои» (книги, кошки, стулья, рыбки).

Затем объясняли свой выбор: «У меня мяч. Это он. Я про него скажу: мой мяч. У меня сумка. Это она. Я про нее скажу: моя сумка. У меня книги – это они. Я про них скажу: мои книги». Дети с заданием справились.

Перед прогулкой, когда дошкольники вошли в раздевалку, они увидели, что их одежда лежит в одной куче. Воспитатель дала задание: взять каждому предметы своей одежды и назвать их, используя маленькие слова «мой, моя, мои». Дети разбирали одежду и произносили:

Это моя куртка. Это мой шарф.

Это моя кофта. Это мои перчатки.

Все дети практически усвоили притяжательные местоимения, теперь необходимо было соединить их в грамматические конструкции для спонтанного пользования.

Приведем фрагмент занятия, цель которого практическое употребление в речи грамматических конструкций с притяжательными местоимениями (мой, моя, мои).

В гости к детям пришла Машенька из сказки «Три медведя».

Логопед выставил на стол персонажей сказки «Три медведя» (настольный театр) и произнес:

Маша в чаще заблудилась,

К трем медведям в дом явилась,

Суп у Мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала.

Машенька огорчилась, что сломала стульчик Мишутки. Она решила пойти к медведям, отнести им подарки и угощения.

- Дети, что любят медведи? (мед и малину).

Машенька приготовила бочонок меда и корзину с малиной. Логопед поставил на стол бочонок меда, корзину с малиной и игрушки (матрешку, мозаику, пирамидку, мячик, стульчик).

- Ребята, сегодня мы побываем в гостях у медведей и понаблюдаем, что было дальше.

Машенька прощение у них попросила, подарки им вручила. Стал Мишутка рассматривать подарки и спрашивает: «Теперь это будет мой мозаика? Это моя мячик?». Научим Мишутку правильно использовать слова.

Дети исправляли вопросы Мишутки («моя мозаика», «мой мячик», «мои игрушки»), называли другие предметы, которые логопед показывал (мой домик, мой мишутка, мой стульчик, мой стол; моя ложка, моя чашка; мои медведи, мои стулья, мои столы) [33].

На индивидуальные занятия логопед вынес составление данных грамматических конструкций только с Димой, так как он допускал ошибки в ходе фронтального занятия.

Таким образом, дошкольники свободно пользовались притяжательными местоимениями, и логопед перешел к обучению детей умению правильно задавать вопросы: Чей? Чья? Чьи? И соотносить их с изученными местоимениями.

Для этого каждый ребенок принес из дома свою любимую игрушку. Логопед разложил игрушки в два ящика, а дети разделились на две команды по три человека. Первая команда задавала вопросы второй, показывая игрушки:

Это чей грузовик?

Это чей самолет?

Это чья машина?

Дети второй команды отвечали:

Это мой грузовик.

Это мой самолет.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР
Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза. Одним из характерных признаков интеллектуальной недоста ...

Разработка урока теоретического обучения
В результате определения предметно-познавательной деятельности учащихся, конкретизации цели, а также выбором средств и методов обучения мной был разработан и методически обеспечен урок теоретического обучения. Тема урока: «Виды баз данных». Цель урока: 1) Обучающая - сформировать знания о видах баз ...

Особенности логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР
Формирующий этап эксперимента осуществлялся нами в период с октября 2009 года по апрель 2010года. Цель формирующего этапа эксперимента – сформировать образно-выразительные средства речи у дошкольников с ОНР (III уровень). Составляя систему логопедической работы по формированию образно-выразительных ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru