Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся.
Следует отметить, что нравственность как личностное образование может выполнять свою регулятивную функцию только при условии ее эмоционально-чувственного освоения. Поэтому очень важно построить в сознании ребенка разумные, гуманные отношения к морали и нравственности. Это и будет результатом сформированности нравственной культуры личности.
Общеизвестно, что с точки зрения психологической, отношение формируется и проявляется в рациональной, эмоциональной и практически-действенной сферах, т.е. в сфере сознания, чувств и поведения. Это можно показать на схеме, предложенной М.А. Бесовой [16, с.25] (рис. 1.1):
(рис. 1.1)
Работа по формированию нравственной культуры личности младшего школьника носит «пронизывающий» характер – присутствует во всех видах учебной, воспитательной и внеклассной деятельности, когда взрослые, и в особенности педагог, обращают внимание на нравственные стороны объектов, с которыми учащиеся взаимодействуют. Формирование нравственности культуры личности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Подробно о педагогике:
Организация совместной деятельности семьи и школы в формировании ребенка с
отклонениями в развитии
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия коррекционного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей, воспитывающих ребенка с отк ...
Педагогический путь С.Т.Шацкого
Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий (1 июня 1878 — 30 октября 1934) — русский и советский педагог. Станислав Теофилович Шацкий родился в с. Воронине, ныне в Духовщинском районе Смоленской обл., происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католициз ...
Ролевая игра как метод обучения
игра сказка армянский русский В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. К использованию ролевой игры на уроках методика обучения иностранным языкам идет уже давно. Упражнения типа «прочитайте по роля ...