Организация совместной деятельности семьи и школы в формировании ребенка с отклонениями в развитии

Актуально о образовании » Формы и методы взаимодействия семьи и школы в аспекте формирования ребенка с отклонениями в развитии » Организация совместной деятельности семьи и школы в формировании ребенка с отклонениями в развитии

Страница 1

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия коррекционного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии [3, 46].

Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:

— между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

— между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;

— между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в коррекционных образовательных учреждениях [3,48].

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (школа, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, с отклонениями в развитии.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и школы заложены следующие принципы:

1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

3) помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии;

5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и школы, его промежуточных и конечных результатов.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т.ч. в Законе «Об образовании», «Концепции модернизации образования» [25, 34-38].

Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

В соответствии с этим меняется и позиция школы в работе с семьей. Каждая школа не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи коррекционное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества школы и семьи в формировании детей имеющих отклонения в развитии с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Коррекционный педагог — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию [15, 97].

О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» [1, 54].

«Вопрос о работе с родителями — это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» [1, 56].

Существенной стороной взаимодействия школы и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что школа служит «организующим центром» и «влияет .на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие школы и семьи по воспитанию детей. « .В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности — огромная сила» [1, 61]. Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Руководящая и организующая роль школы по отношению к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии характеризуется комплексом факторов:

— планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
После двухнедельного обследования, заполнения речевых карт, определения задач и методов коррекционного обучения, составления перспективного плана логопед приступил к проведению занятий фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных. Занятия проводил по формированию лексико-грамматических средств языка ...

Анализ известных коррекционных программ развития познавательных процессов школьников
В практике детской психодиагностики должны применяться только валидные, точные и надежные методы, так как в противном случае возникает серьезная опасность получения недостоверных данных и совершения ошибок в выводах. С большинством методик, применяемых в практической психодиагностике, связано понят ...

Методика ознакомления детей с творчеством художников – иллюстраторов
С книжкой ребенок знакомится с младшего дошкольного возраста и задача взрослого заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к ней, к содержащимся в ней рисункам, желание внимательно их рассматривать – «читать рисунки», узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая радост ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru