Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия коррекционного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии [3, 46].
Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:
— между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;
— между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;
— между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в коррекционных образовательных учреждениях [3,48].
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (школа, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, с отклонениями в развитии.
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и школы заложены следующие принципы:
1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
3) помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии;
5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и школы, его промежуточных и конечных результатов.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т.ч. в Законе «Об образовании», «Концепции модернизации образования» [25, 34-38].
Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
В соответствии с этим меняется и позиция школы в работе с семьей. Каждая школа не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи коррекционное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества школы и семьи в формировании детей имеющих отклонения в развитии с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Коррекционный педагог — не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию [15, 97].
О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» [1, 54].
«Вопрос о работе с родителями — это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» [1, 56].
Существенной стороной взаимодействия школы и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что школа служит «организующим центром» и «влияет .на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие школы и семьи по воспитанию детей. « .В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности — огромная сила» [1, 61]. Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Руководящая и организующая роль школы по отношению к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии характеризуется комплексом факторов:
— планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
Подробно о педагогике:
Модель управления
В соответствии с принципами синергетики построена модель управления образовательным пространством. В этой модели целью управления является такое согласованное взаимодействие элементов системы, которое бы обеспечило и функционирование элементов и существование всей системы в целом, обеспечило сохран ...
Анализ степени исследованности проблемы
Лингвисты - Р.А.Аванесов, Г.О.Винокур, В.А.Богородицкий, И.Л.Бодуэн де Куртене, А.Н.Гвоздев, Л.Р.Зиндер, Ф. де Соссюр, А.И.Томсон, Л.В.Щерба - рассматривают звуковую сторону языка с разных точек зрения. По Ф.Соссюру, основные единицы языка (слова, словосочетания, предложения) имеют смысловую сторон ...
Примерный тематический план занятий группы совершенствования
№ п/п Наименование темы Количество часов всего Теоретические занятия Практические занятия 1 2 3 4 5 6 7 Влияние физических упражнений на организм занимающихся Основы методики обучения и тренировки Правила, организация и проведение соревнований Терминология гимнастических упражнений Общая и специаль ...